Лед не тронулся



Пару-тройку недель назад немало жителей столицы получили письма из районных управ: путем случайной выборки они попали в списки кандидатов в присяжные заседатели на 2009-2012 годы. В любой момент «счастливчиков» могут вызвать в городской или окружной военный суд для участия в слушании того или иного дела. Как удалось выяснить «НИ», оказанное доверие для многих оказалось неприятным сюрпризом, и теперь жители столицы изыскивают способы отказаться от исполнения гражданского долга. Эксперты связывают настороженное отношение к институту присяжных со скандалами, которые сопровождают процессы с участием «судей народа». Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Статистика свидетельствует: с каждым годом растет число обвиняемых, ходатайствующих о рассмотрении их дел судом присяжных. Между тем, согласно последнему опросу «Левада-Центра», треть россиян считают, что суд присяжных – «менее грамотный, неопытный, поддается давлению со стороны», а 25% уверены, что «этот суд ничем не отличается от обычного». Затруднились ответить 18% (год назад таких было 14%).

Сейчас в районных управах столицы вовсю идет составление списков кандидатов в присяжные. В среднем в каждом районе путем случайной выборки в них попали 2,5-3 тыс. человек. Но далеко не все из них становятся судьями. «У нас в этом году около 300 отказов, – рассказала «НИ» ведущий специалист службы по организационным вопросам управы района Вешняки Елена Андреева. – Люди в основном отказываются по причинам, оговоренным в законе. Некоторые просят исключить их из списков по религиозным соображениям. Другие говорят, что им психологически тяжело находиться в зале суда. Молодые женщины ссылаются на то, что не с кем оставить детей дома».

Кроме того, как объяснил «НИ» судья в отставке, один из авторов закона о суде присяжных Сергей Пашин, чаще всего сограждане просто не доверяют нашей системе правосудия, считают, что участие в судебных заседаниях – это впустую потраченное время.

«Необходимо разъяснять людям важность выполнения ими гражданского долга, – уверена кандидат юридических наук Анна Паничева. – Я всегда говорю сомневающимся, тем, кто хочет во время отбора взять отвод, что люди без юридического образования лучше нас могут разобраться в деле. Так я уговорила одного врача, который не хотел участвовать в процессе, ссылаясь на большую занятость по работе. О какой трате времени можно говорить, когда на весах человеческая судьба».

Отбор кандидатов в районных управах – лишь первый этап составления единого списка присяжных. Управы передают свои списки в префектуры, а уже оттуда они поступают в Мосгорсуд и в Московский окружной суд.

«В Мосгорсуде существует единая база кандидатов, – сообщила «НИ» руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева.- Далее путем случайной выборки компьютер выдает список для отбора присяжных на судебный процесс. Как правило, мы вызываем до 50 человек. И обычно все приходят».

Между тем адвокаты жалуются на непрозрачность отбора присяжных и нередко сомневаются в случайности выборки.

«Недавно я столкнулась с совершенно недопустимой ситуацией, – рассказала «НИ» адвокат Светлана Давыдова.- В прошлом году в Мосгорсуде проходил процесс по делу так называемой Кингисеппской преступной группировки. В этом процессе я защищала одного из подсудимых. По делу был вынесен обвинительный вердикт. И вскоре нам стало известно, что в момент совещания старшина присяжных уговаривал сомневающихся голосовать за обвинение подсудимых. Дело решил всего один голос. Старшина вроде бы сообщил заседателям, что у него большие связи, и если присяжные его не послушают, у них будут неприятности. Во время отбора этот человек заявил, что он пенсионер, полковник в отставке налоговой службы. Каково же было мое удивление, когда на днях я участвовала в отборе присяжных по другому делу и опять встретила этого старшину. Когда мы спросили кандидатов, есть ли среди них военнослужащие, он промолчал. Когда спросили, был ли кто-то ранее присяжным, он тоже промолчал. Я напомнила ему о процессе по Кингисеппскому делу. На это он ответил, что не расслышал вопроса. После чего, называя свою профессию, сказал, что он полковник… авиации».

По словам адвоката Давыдовой, кроме налоговика-авиатора, среди кандидатов в присяжные на этот процесс странным образом оказались две женщины, которые также вызывались по Кингисеппскому делу.

«Скандалы, связанные с резонансными делами, наводят адвокатов на размышления о том, что на определенных процессах кандидаты в присяжные появляются путем вполне нацеленной выборки, – говорит адвокат Анна Ставицкая. – Так, в Красноярске по делу физика Данилова, обвиненного в государственной измене, на отбор присяжных пришли семь кандидатов, имеющих допуск к секретным сведениям. Сложно представить, чтобы на процесс, связанный с гостайнами, «случайно» попали люди с допуском».

И все же большинство юристов считают, что суд присяжных – самый совершенный тип судопроизводства. По статистике, присяжные выносят 10-15% оправдательных приговоров, тогда как в обычных судах их число не дотягивает и до одного процента.

ЗОЯ СВЕТОВА, АСТАМЫР АДЛЕЙБА, "Новые Известия"