Меньше 1% жалоб на коллекторов оказались обоснованными



alttext

коллекторы

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) с начала года получила 443 обращения, связанных с нарушениями закона о коллекторах, который вступил в силу 1 января 2017 года. Но только четыре жалобы признаны обоснованными. Количество обращений граждан в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) тем временем выросло в два раза. Эксперты рынка взыскания прогнозируют дальнейший рост жалоб во все инстанции, но связывают это не с нарушениями со стороны коллекторов, а с повышенным вниманием общественности к их деятельности.

В ФССП «Известиям» рассказали, что в основном граждане жалуются на превышение установленного законом количества звонков от кредиторов или коллекторов. Напомним, что по новым правилам взыскатель может контактировать с должником не чаще одного раза в сутки. По информации ФССП, к настоящему времени составлено четыре протокола об административном правонарушении, материалы дел направлены в судебные органы для рассмотрения.

Также московское управление ФССП проводит внеплановую проверку деятельности коллекторского агентства, включенного в госреестр. Причиной послужило несвоевременное погашение задолженности по судебному решению и противоправные действия работников.

В НАПКА за январь поступило 401 обращение граждан (в том же месяце прошлого года было 216). Из них 23% связаны с тем, что кредиторы или взыскатели звонят человеку, не причастному к долгу. Недовольство в связи с беспокойством коллекторами родственников или коллег высказали 15% должников. О грубом общении или угрозах заявили 7% обратившихся. 5% граждан испытали психологический дискомфорт. 4% жалоб связаны с невозможностью оплаты и просьбами о реструктуризации долга. Меньше всего жалоб от тех, кто уже погасил долг, но продолжает получать звонки от взыскателей (2%).

Самая большая доля обращений в НАПКА (43%) носит правовой характер. В эту категорию входят просьбы предоставить документы, подтверждающие полномочия взыскателей. А также утверждения, что коллекторская деятельность в принципе незаконна. Информация о нарушении закона о коллекторах содержалась в 60 жалобах. В основном люди сообщали о превышении установленного количества звонков от коллекторов и о том, что с ними контактируют агентства, не вошедшие в госреестр, а значит, не имеющие права на взыскание.

— Многие жалобы появляются на пустом месте, должник просто не так понял или вообще не знает статьи закона и их трактовку. Например, в конце декабря 2016 года около 30% должников были уверены, что речь в законе идет о запрете коллекторов с 1 января, а не об урегулировании их деятельности, — рассказала член совета директоров «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева.

Она отметила, что при общении взыскателей с должниками появилась новая тенденция. Прежде чем вступить в диалог, клиенты требуют подтверждения того, что агентство состоит в реестре ФССП.

— Как правило, называется номер регистрационного свидетельства. Но, к сожалению, ряд компаний еще не успели его получить, что потенциально порождает жалобы, — сказала Докучаева.

По мнению председателя Контрольного комитета НАПКА, генерального директора «АктивБизнесКоллекшн» Дмитрия Теплицкого, количество обращений граждан во все инстанции по поводу деятельности коллекторских агентств в 2017 году будет увеличиваться. В связи со вступлением в силу закона «О защите прав физлиц при взыскании» появились новые правила и нормы для коллекторов, а значит, и поводы для контроля за их соблюдением со стороны общественности и потребителей.

— Как показывает опыт зарубежного рынка, где коллекторская деятельность давно регулируется законодательством, активность жалоб потребителей на коллекторов там гораздо выше [чем в России], — рассказал Дмитрий Теплицкий. — Например, американское ведомство Consumer Financial Protection Bureau, которое занимается регулированием и надзором в том числе и на коллекторском рынке, только за декабрь прошлого года получило 6,7 тыс. обращений, связанных с взысканием долгов.

Генеральный директор антиколлекторского агентства Вадим Головацкий считает, что вступление в силу закона о коллекторах и попытки профессионального сообщества взыскателей урегулировать рынок не повлияли на реальную ситуацию.

— В НАПКА и реестр ФССП входят белые и пушистые агентства, которые всегда вели себя корректно. А черные коллекторы были и есть. Просто преступления, которые они совершают, попадают в статистику правоохранительных органов, — сказал антиколлектор.

Наталия Беришвили, Известия