Миллионы за веру, надежду и любовь



Расследование махинаций одной из крупнейших за последние годы мошеннических сетей идет в Главном управлении МВД по Центральному федеральному округу (ГУ МВД по ЦФО). Процесс обещает быть оглушительным: от аферистов пострадали тысячи людей по всей России, а доходы группировки составляли сотни миллионов рублей в месяц! Мошенники умудрялись выманивать деньги и у бедных, и у богатых. Первым они за десятки тысяч рублей продавали дешевые биодобавки, вторым – за сотни тысяч долларов – мифическую возможность еще больше нажиться на мировых финансовых рынках. Мы попытались разобраться, почему люди годами отдавали аферистам гигантские суммы.

«СЛОВНО ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЩЕЛКНУЛ»

Московский предприниматель Евгений Ермилов перевел на счет мошенников 150 тысяч долларов. Якобы для игры на рынке «Форекс». Сейчас, возвращаясь мысленно назад, он осознает: понять, что попал в руки аферистов, он мог много раз. Но тогда его словно убаюкали обещаниями гигантских барышей.

– Я начал играть на курсах валют где-то с 2010 года, – рассказал «КП» Евгений Ермилов. – Дело это пошло довольно успешно. Компания, в которой я открыл счет, выделила мне персонального трейдера (торговца. – Прим. ред.) Семена Бумагина. Он давал дельные советы. Я делился с ним, для Бумагина это стало хорошим приработком. В начале прошлого года он решил уйти из компании и основать свою – «Роялмаксброкерс».

Семен Бумагин сейчас в розыске. Уже известно, что компания «Роялмаксброкерс» никогда ему не принадлежала. Она работала под крылом уже успевшей развернуться мошеннической сети, успевшей заработать миллионы на продаже биодобавок и экстрасенсах. Аферисты просто решили вый­ти на новый уровень и нанимали профессиональных трейдеров. Чтобы все было как по-настоящему.

– Странности начались сразу, – продолжает Евгений Ермилов. – Компьютерная система словно на коленке делалась. В офисе на 26-м этаже «Москва-Сити» было только человек пять. Со мной работала девушка, которая постоянно путалась в терминах и на профессионала не тянула. Но постоянно предлагала сделки, которые приносили хорошую прибыль. За три месяца мой счет вырос до 250 тысяч долларов. Это притупляло чувство опасности, таких прибылей нет больше нигде. Мне звонили трейдеры из Панамы, Белиза, московский офис присылал графики… Полное впечатление бурной деятельности. Я уже мечтал о новой машине, да и до яхты было рукой подать. А потом все рухнуло. Мне сообщили, что последняя сделка развернулась против нас, все деньги потеряны. И тут же предложили кредит на те же 250 тысяч долларов. У меня в мозгу словно выключатель щелкнул. Кто будет предлагать ссуду человеку, который остался без гроша! Я понял, что меня попросту обобрали.

«ДУМАЛИ, ЧТО ПРОСТО НЕ ПОВЕЗЛО»

Евгению Ермилову удалось выяснить, что никаких сделок на самом деле не проводилось. Игра на «Форекс» была фикцией, «вкладчикам» давали немного выиграть, а потом… Ермилов поднял шум в Интернете и нашел еще около 20 попавшихся на любви к быстрому обогащению. Среди них были известные персоны. На собрании «обманутых дольщиков», например, Ермилову встретился топ-менеджер крупной компании, который вложил в игру 4 миллиона долларов. У других бреши в кошельке были меньше, но не намного. А «Роялмаксброкерс» продолжала привлекать средства.

– Когда летом этого года вместе со спецназом мы вор­вались в офис, я поразился, как разрослась эта контора, – продолжает Ермилов. – Огромное помещение, более 150 сотрудников. И это при том, что я почти год писал в Интернете и отваживал клиен­тов. Не удивляюсь, что они решили со мной разобраться. Однажды меня на дороге попытались притереть люди с пистолетами. Но мне удалось уехать.

ЧУДО-ТРУСЫ ЗА 40 ТЫСЯЧ

Для создателя мошеннической сети Максима Негуляева развод богатеньких любителей «Форекса» стал пиком карьеры. Когда-то он, уроженец Курской области, начинал обычным продавцом биодобавок. Потом решил окучивать рынок самостоятельно. На момент разгрома группировки под его контролем было пять call-центров в Москве.

В каждом работало около 80 операторов, которые должны были выдавать от 70 до 80 тысяч долларов в день. Операторы жали по кнопкам и говорили без умолку. «Какие лекарства вы принимаете? Могу предложить инновационный препарат. Ограниченная партия, невероятно эффективен».

Перед оператором лежал распечатанный на принтере перечень возможных сценариев разговора – от знакомства до фраз, которые надо говорить при том или ином заболевании клиен­та (пример сценария смотри на фото слева на этой полосе). На поверку лекарства оказывались дешевой биодобавкой рублей за 100 – 200. Но, по словам оперативников, в сценариях использовались все достижения психологии и нейро-лингвистического программирования (НЛП). Взять хотя бы прием под названием «третье ухо» – это когда оператор якобы говорит сразу по двум трубкам, имитируя ажиотажный спрос. И нормальные, казалось бы, люди покупали грошовые порошки за 25 – 30 тысяч рублей.

– Главное для аферистов – база данных клиентов, – рассказал «КП» руководитель пресс-службы ГУ МВД по ЦФО Роман Михайлов. – Стои­ло человеку однажды позвонить по рекламе, и все – он в капкане. Будут звонить и звонить, пока не «закроют». Это у них сленг такой: закрыть – значит выкачать все деньги. Они к каждому умуд­рялись найти подход. Наши оперативники ездили к одному потерпевшему – деду из Орловской области. У него рак предстательной железы. Ему аферисты продали чудо-трусы за 40 тысяч! Дед все, что на похороны собрал, им отдал. А теперь трусы всем показывает. Обычные панталоны с двумя пришитыми шкурками.

Дед, можно сказать, счастливо отделался. Операторы умудрялись так запудрить людям мозги, что те продавали дома, машины и брали кредиты. Мошенники добывали списки пациентов клиник, санаториев. В их сети попадались далеко не простые люди. Например, председатель одного из региональных судов. У него был рак. Когда группировку накрыли, он заканчивал оформление квартиры. Узнав, что «лечение» – мошенничество, он искренне расстроился. И жалко ему было не денег, а надежды.

Примерно так же разводили уверовавших в силу потустороннего мира. Обычная картинка для многих телеканалов: в прямом эфире колдунья говорит с дозвонившейся в студию дамой. Удалить сглаз? Вернуть мужа? Пожалуйста – не выходя из студии. Тут же и номер телефона крупным шрифтом. Но в студию не дозвониться: передача на самом деле идет в записи, колдунья «исцеляет» подставных телезрителей. Набрав номер, попадаешь на «помощника» экстрасенса. В их качестве выступают те же операторы, только книжечки со сценариями разговоров другие. «Посмотрим вашу ауру. Возьмите свечку, подойдите к окну, откройте его. Пламя колыхнулось? Вот! Это очень плохой знак! Срочно переводите деньги, будем решать проблему».

Конечно, пламя колыхнулось – сквозняк же. Но люди, как завороженные, послушно расставались с деньгами.

ИЗ ЭТОГО БИЗНЕСА НИКТО НЕ УХОДИТ

Сеть Максима Негуляева разгромили в июле этого года. Несколько боссов взяли, но Максим Негуляев и начальник службы безопасности Олег Жук успели скрыться на Украине. Вскоре задержали и их. 10 нояб­ря украинцы решили экстрадировать главаря мошенников. Правда, сейчас он в больнице: пытаясь убежать, он прыгнул со 2-го этажа и сломал пяточную кость.

В розыске остаются бывший трейдер Семен Бумагин, а также руководители call-центров Аида Новрузалиева и Вадим Филимонов.

Но остается вопрос: почему разветвленный мошеннический бизнес спокойно работал несколько лет? Неужели люди, потерявшие деньги, не обращались в полицию? По словам Романа Михайлова, обращались, но дела возбуждались в отношении неустановленных лиц. Не хватало доказательств: деньги переводились на подставные счета, а товар доставляла не связанная с мошенниками курьерская служба.

Да и обращаются в правоох­ранительные органы далеко не все. Тот же Евгений Ермилов, потеряв 150 тысяч долларов, пытался вернуть деньги в частном порядке. Опера вообще не знали о том, что группировка Негуляева трясет богатых коммерсантов. Полицейские проводили контрольные закупки биодобавок, прослушивали разговоры верхушки группировки, готовясь брать их только по этим эпизодам. Но как-то раз прослушка принесла разговор: аферисты обсуждали, как «разобраться» с неким Ермиловым. Поинтересовавшись, кто это, опера и вышли на многомиллионную аферу с «Форексом».

– Еще одна причина – это безнаказанность мошенников, – считает Роман Михайлов. – Суды дают таким мошенникам небольшие сроки. Год, полтора, а то и условно. В 2010 году были осуждены члены небольшой группировки. И что вы думаете, они отсидели и засветились уже у Негуляева! Вообще в этом бизнесе такие деньги, что из него просто так никто не уходит.

В ТЕМУ

Лучшие операторы зарабатывали до 40 тысяч долларов

К уголовной ответственности будут привлечены не только лидеры группировки Максима Негуляева, а также руководители call-центров. Операторы – те, что непосредственно выуживали деньги из пенсионеров, – в результате действий полиции просто потеряли работу. Считается, что они лишь выполняли указания начальства. А между тем они прекрасно знали, что делают. На краткосрочных курсах их учили не торговать, а именно вытягивать из них деньги – все до последнего. Они не просто молча подчинялись, а хорошо на этом зарабатывали: умелые разводчики могли получать до 40 тысяч долларов в месяц, за каждого «жирного» клиента им полагался хороший бонус. Такую работу выдерживали не все. С теми, кто решил уйти, плотно работала служба безопасности группировки. Чтобы не болтали. Кстати, всего в группировке работали более 500 человек!

Средний месячный доход группировки составлял 150 миллионов руб­лей. Главарь Максим Негуляев клал в карман около 100 миллионов каждый месяц. Обыски в квартирах, домах и в банковских ячейках верхушки группировки принесли изъятых ценностей на 300 миллионов рублей. Это автомобили – от «Хаммера» до «Бентли», – наличные, драгоценности, дорогие часы. А есть еще квартиры и дома по всей Европе…

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Как понять, что тебя разводят?

За ответом на этот вопрос мы обратились к ректору Института нейро-лингвистического программирования Михаилу Пелехатому.

– В деталях сценарии разговора, конечно, различаются, – сказал Михаил Пелехатый, – но есть маячки, услышав которые, стоит «принять стойку». Во-первых, если в разговоре о каком-то товаре нет конкретики. Например, вам пытаются продать лекарство и утверждают, что оно помогает от всего. Вы спокойно слушаете, но вдруг понимаете, что вы сами додумываете, чем вам может помочь этот чудо-препарат, пытаетесь сами найти у себя болячки, ради борьбы с которыми стоит купить этот чудо-препарат. Второй маячок – это эксплуатация тезиса об ограниченном предложении. Дескать, товар настолько ценен, что на всех не хватит. Молодежь на это, может, и не купится, а вот пожилые люди, вкусившие дефицит при СССР, на этот посыл реагируют подсознательно. Третье, на что следует обратить внимание, – это непроверяемые аргументы с использованием известных имен и организаций. Если вам говорят, что товар покупает Алла Пугачева или что среди постоянных клиентов администрация президента, – не сомневайтесь, вам пытаются впарить какую-то ерунду.

Владимир Демченко, "Комсомольская ПРАВДА"