Минюст России опубликовало доработанный законопроект, повышающий статус судебного пристава



alttext



Министерство юстиции России опубликовало доработанный законопроект, радикально повышающий статус судебного пристава. Само ведомство фактически становится полноценной силовой структурой, а работа в нем выделяется в отдельный вид государственной службы.

В службе появятся офицерские звания: за долгами в будущем придет товарищ лейтенант или даже товарищ майор. Прав у него окажется не многим меньше, чем у полицейского.

Так что, когда в дверь постучал пристав, должник обязан открыть. Иначе пристав может войти сам. Повышаются требования и к судебным приставам. Условному майору долговой службы запретят иметь двойное гражданство. Сотрудников ведомства будут тестировать на наркотики, алкоголизм и правду (то есть заставят проходить проверку еще и на детекторе лжи). Работать с чужими деньгами должен честный и трезвый человек.

Однако, пожалуй, главная цель проекта – повысить статус сотрудника ведомства. До сих пор де-юре не было четкой ясности, кто же такой судебный пристав. Он уже не чиновник, так как простые чиновники не носят оружие, не имеют права применять физическую силу, не возбуждают уголовных дел. Однако он не полицейский и тем более не военнослужащий. Несколько лет назад много говорилось о том, что необходимо принять отдельный закон о правоохранительной службе, в который бы попали и судебные приставы. Идея не прошла. Поэтому теперь предлагается принять отдельный закон для приставов, а самих судебных исполнителей перевести на офицерские ставки. Зарплата “долгового” офицера будет состоять из окладов по должности и по званию. Также вводятся надбавки за выслугу лет, которые будут расти с годами. Предусмотрены и постоянные премии за добросовестную службу. И другие надбавки. За работу с государственными тайнами, например, предлагается доплачивать 65 процентов должностного оклада. Служебное рвение также может принести неплохое вознаграждение. Согласно проекту, поощрительные выплаты за особые достижения в службе могут составить до 100 процентов должностного оклада в месяц. Порядок установления таких выплат, как предполагается, определит директор Федеральной службы судебных приставов. При этом глава ведомства в особых случаях сможет назначать поощрительные выплаты и свыше 100 процентов должностного оклада. Но по каждой повышенной премии он будет принимать решение только лично. К тому же есть важное условие: подобные доплаты могут быть только в пределах бюджетных ассигнований. Если в кассе лишних денег нет, даже самым лучшим сотрудникам придется довольствоваться обычными премиями.

В любом случае, чем дольше прослужит человек, тем выше будет его оклад. При выслуге от 2 до 5 лет надбавка составит 10 процентов. Тем, кто прослужит от 10 до 15 лет, доплатят 20 процентов. И так далее.

Взыскивать долги будут только высококвалифицированные кадры. Приставом-исполнителем можно будет стать только по достижении 21 года и имея юридическое или экономическое образование. Приставу-дознавателю также потребуется получить высшее юридическое образование.

Интересно, что изначально минюст предлагал также ввести гражданскую должность помощника судебного пристава. Предполагалось, что он будет работать под чутким руководством офицера. Но в ходе общественного обсуждения проекта поступили критические замечания на такое предложение, минюст к этому прислушался.

Проект детально прописывает порядок применения судебными приставами оружия и физической силы. Открывать огонь им разрешено лишь в чрезвычайных ситуациях. По большому счету эти положения уже предусмотрены в действующих законах, здесь особой новации нет. Но важно, что полномочия судебных приставов будут закреплены и в новом законе. В течение 24 часов после открытия огня или применения силы пристав обязан уведомить о том свое начальство, а если кто-то был убит или ранен, то сообщить прокурору.

Это не значит, что пустить в ход оружие и дубинку может любой пристав. В ведомстве есть специальная категория сотрудников – судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Это, если можно так выразиться, силовое подразделение службы, именно его сотрудники вооружены. Применить силу они могут, например, когда необходимо доставить человека в суд. Однако запрещается применять дубинки и специальные средства в отношении нарушителей порядка, “совершивших действия ненасильственного характера”. Сила не должна быть неадекватной.

Владислав Куликов, Российская газета