Минздраву предложили воссоздать вытрезвители



alttext



Общественный совет при МВД РФ хочет вернуть вытрезвители и закрепить их деятельность в структуре ведомства Вероники Скворцовой

Как выяснили «Известия», общественный совет при МВД РФ предлагает вернуть вытрезвители и законодательно закрепить их деятельность в структуре Минздрава. Глава совета, адвокат Анатолий Кучерена отмечает, что, проанализировав ситуацию, сложившуюся в России с оказанием нетрезвым гражданам медицинской помощи, общественники пришли к выводу, что срочно необходимо постановление правительства или закон, который позволит создать на базе Минздрава РФ такие специализированные центры. Однако эксперты опасаются, что отрезвлять россиян будут не только медики, но и полицейские. В Министерстве здравоохранения инициативу главы общественного совета при МВД РФ не комментируют.

Глава общественного совета при МВД РФ, член Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена рассказал «Известиям», что вопрос о возрождении вытрезвителей в России стал обсуждаться на совете после того, как была проанализирована ситуация, сложившаяся в стране с оказанием неотложной помощью нетрезвым гражданам.

— Мы пришли к выводу, что срочно необходимо постановление правительства или закон, который позволит создать на базе Минздрава РФ специализированные центры, где будут оказывать такую помощь, — говорит общественник. — Планируется до конца 2015 года проанализировать ситуацию с оказанием неотложной наркологической помощью в РФ и после этого подготовить для правительства и парламентариев законодательную инициативу.

Анатолий Кучерена считает, что законодательно необходимо определить, кто именно будет доставлять нетрезвых граждан в зависимости от степени опьянения домой или в специализированные центры.

— Это будут представители скорой помощи или волонтеры добровольческих благотворительных служб, как это происходит в Европе и Америке, — говорит он. — Особенно полезны волонтеры зимой, когда подвыпившие люди могут уснуть прямо на улице и замерзнуть.

По словам главы общественного совета при МВД РФ, после того как в 2011 году система вытрезвителей прекратила существование в связи с принятием нового закона «О полиции», граждан в состоянии сильного алкогольного опьянения и алкогольной комы стали доставлять в больницы.

— Но тогда выяснилось, что финансирование данной деятельности спустили на местные бюджеты, не выделив отдельных ресурсов. Получилось, что наркологическую помощь стали оказывать за счет финансирования нужд регионального здравоохранения, — говорит Кучерена.

В результате практически сразу после того, как заботу о нетрезвых гражданах передали Минздраву, в этом ведомстве стали говорить, что систему нужно восстановить. В частности, об этом говорил в 2012 году главный нарколог Минздрава Евгений Брюн.

— Мы долго сопротивлялись закрытию вытрезвителей, — говорил он. — Мы аргументировали свою позицию тем, что это не больные, а нарушители общественного порядка. В системе МВД обязательно нужны вытрезвители, чтобы с улиц изымать правонарушителей в алкогольном опьянении.

В свою очередь, глава Минздрава Вероника Скворцова предложила вернуть систему медицинских вытрезвителей, ликвидированную 4 года назад, но не в МВД РФ, а создать для этого какую-нибудь структуру. Об этом она заявила в марте 2015 года на расширенном заседании комитета Совета Федерации по социальной политике.

— Наша принципиальная позиция, которую озвучивали еще предыдущие команды Министерства здравоохранения и социального развития, о необходимости сохранения той системы, которая была всегда, — это должны быть вытрезвители — специальная система, которая дает возможность человеку быть вне опасности, не замерзнуть на улице, не попасть в какую-то сложную ситуацию. Но быть эти вытрезвители должны не в системе Минздрава — оплачивать их должен сам гражданин.

Проведенный социологический опрос сотрудниками «Левада-центра» показал, что инициативу по восстановлению вытрезвителей россияне поддерживают. Социологи 21–24 августа 2015 года провели опрос среди 800 человек в 134 населенных пунктах страны, который показал, что 80% респондентов высказались за то, чтобы возродить систему вытрезвителей, против инициативы выступили всего 14%, еще 6% затруднились с ответом.

Директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков уверен, что  вытрезвители должны быть не в системе МВД РФ и оплачивать их должен сам гражданин.

— Я считаю, что данные учреждения как раз и должны быть в системе Минздрава. Главное, чтобы отрезвляли россиян только медики, без вмешательства полицейских, — рассказывает нарколог Олег Зыков.

По его словам, закрытие вытрезвителей в России осенью 2011 года произошло в большей степени из-за того, что власть наконец-то поняла, что данный институт был несостоятельным в своей основе, поскольку в нем были смешаны две функции — медицинская и правоохранительная.

— Я долгое время входил в правительственную комиссию по профилактике правонарушений и готовил материалы для правительства, на основании которых принималось решение о закрытии вытрезвителей. Если в советских вытрезвителях обворовывали, то в российских еще насиловали и пытали, — рассказывает «Известиям» Олег Зыков. По его словам, граждане, попадавшие в вытрезвитель, оказывались в замкнутом пространстве, где не могли себя защитить.

— Один из вопиющих случаев, который я разбирал как член Общественной палаты РФ, произошел в Арзамасе весной 2009 года. Там некий милиционер зверски изнасиловал женщину. Суд позже приговорил его 6,5 года тюрьмы. В январе 2010 года в городе Томске в вытрезвителе милиционером был смертельно ранен журналист «МК» Константин Попов. Суд приговорил милиционера-убийцу к 12 годам тюрьмы, — говорит директор Института наркологического здоровья нации.

Олег Зыков уверен, что возрождать в России вытрезвители, чтобы они снова превратились в места смерти, нельзя. По его мнению, решение данной проблемы стоит разделить на три части. Первая — это когда человек просто пьян, и за ним должна выехать специальная служба по перемещению пьяного человека домой (аналоги существуют в разных странах, например «Красный нос» в Канаде).

— Вторая часть, это когда человеку требуется лечение. Его доставляют в отделение неотложной наркологической помощи, которое есть пока только в Томске, а должны быть созданы во всех городах страны при наркологических диспансерах, — считает Олег Зыков. — А вот полиция должна появляться только в третьем варианте, когда человек в алкогольном опьянении совершает противоправное действие и его должны доставить в отделение. Туда полицейские должны будут вызвать специалистов службы по перемещению, которые и определят его состояние. Если опьянение не опасно для жизни, то он может остаться в полиции, а если ему требуется медицинское вмешательство, тогда его в сопровождении стража порядка отправят в отделение неотложной наркологической помощи.

Напомним, что в России медицинские вытрезвители были ликвидированы осенью 2011 года по указу президента РФ Дмитрия Медведева, подписанному им в 2009 году, «О мерах по совершенствованию деятельности МВД РФ», в рамках которого был запланирован ряд мероприятий по оптимизации выполняемых органами внутренних дел функций.

Первый вытрезвитель в России появился еще в 1902 году в Туле и назывался «Приют для опьяневших». Организовал это заведение тульский врач Федор Архангельский, чтобы «дать бесплатное помещение, уход и медицинскую помощь тем лицам, которые будут подбираемы чинами полиции или иным способом на улицах Тулы в тяжелом и бесчувственно пьяном виде и которые будут нуждаться в медицинской помощи».

Как утверждают эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в России зарегистрировано 2,5 млн алкоголиков, то есть людей, которым диагноз алкоголизм поставлен медиками официально. На каждые 100 тыс. человек приходится 2,5 тыс. человек с диагнозом алкоголизм. По данным Минздрава РФ, каждый россиянин в среднем за год потребляет 14 л алкоголя. Причем эта статистика учитывает и грудных младенцев, так что реальная цифра потребления взрослыми алкоголя, считают эксперты, значительно выше. Согласно данным МВД РФ, из-за отсутствия отлаженной системы экстренной медицинской помощи нетрезвым гражданам, в стране только за 2014 год погибло от отравления алкоголем и наркотиками около 45 тыс. человек.

Александр Раскин, Известия