Мошенники придумали новые способы обманывать предпринимателей



alttext



Как правило, злоумышленники, выманивая деньги у работников ИП и самозанятых, прикидываются сотрудниками Росфинмониторинга

В 2023 году мошенники 355 тысяч раз обманули россиян. И не только простых граждан, но и государственных служащих и даже отставных сотрудников правоохранительных органов. Злодейский прогресс не стоит на месте: чуть ли не каждый месяц появляются новые способы отъема денег у населения. О некоторых из них, возникших буквально несколько месяцев назад, рассказала в среду, 7 февраля, начальник юридического управления Федеральной службы по финансовому мониторингу Ольга Тисен на VII Конференции ФИНФИН по финансовой грамотности и финансовой доступности.

Финансовые пирамиды и социальная инженерия
По словам Тисен, в 2023 году количество случаев финансового мошенничества выросло на 41 процент и составило 355 тысяч. Всего же махинаций с использованием мобильной связи и интернета в стране зарегистрировали свыше 678 тысяч.

«Характерно, что если раньше подобными операциями занимались люди, находящиеся в местах лишения свободы, то теперь против россиян действуют организованные кол-центры, расположенные за пределами страны, — отметила Тисен. — [При этом] основным способом мошенничества вот уже на протяжении долгого времени остаются методы социальной инженерии, то есть когда граждан вводят в заблуждение путем обмана или злоупотребления доверием, в результате чего они сами выдают мошенникам свои логины и пароли или передают деньги наличными».

На втором месте по популярности у мошенников оказались финансовые пирамиды, когда людей кидают на деньги под предлогом выгодных инвестиций или курсов личностного успеха. Наконец, на третьем — хищения средств с использованием добытых обманным путем личных данных.

«Одна из самых распространенных схем — звонок от лица сотрудника МВД или Следственного комитета с сообщением о том, что гражданин якобы стал жертвой мошенничества, — отметила Ольга Тисен. — Затем жертве сообщают, что именно ей выпала честь разоблачить мошенника и поучаствовать для этого в неких следственных мероприятиях».

Мероприятия, как правило, представляют собой проверочную закупку, ради которой человека вынуждают оформить на себя кредит. Или же его могут попросить перевести личные финансы на «безопасный счет», который, конечно же, принадлежит мошенникам. Главное же, по словам эксперта, — то, что жертве не дают опомниться: запрещают кому-либо рассказывать о звонке «следователя» и фактически «ведут» все время, что она совершает необходимые мошенникам действия. Способ, по словам Тисен, очевидный, но неизменно рабочий — попадаются на эту уловку не только обычные граждане с низкими познаниями в области финансовой грамотности, но и государственные служащие и даже бывшие работники правоохранительных органов.

«Второй распространенный способ — звонок со словами «ваш близкий попал в беду», — рассказала эксперт. — При этом многие пострадавшие рассказывали, что действительно думали, будто говорят со своим другом или родственником, и переводили мошенникам деньги, даже не перепроверив информацию».

Наконец, третьим по распространенности способом мошенничества стали сообщения о крупных выигрышах в лотерею — в несколько миллионов или даже в миллиард рублей. Однако, конечно, не без подвоха: чтобы получить эти деньги, «счастливчикам» предлагали оплатить комиссию, обещая ее возврат вместе с основной суммой. Разумеется, «комиссионные» деньги уходили на счет мошенников и уже никуда и никому не возвращались.

Фейковая заморозка счетов и подозрения в экстремизме
2024 год тоже уже успел преподнести несколько сюрпризов. Так, в Росфинмониторинг массово поступают сообщения о новых способах мошенничества, прицельно направленных уже не на обычных граждан, а на представителей бизнеса, в том числе на самозанятых и индивидуальных предпринимателей.

«Гражданам поступают звонки с мессенджеров, где у абонента на аватарке изображена официальная эмблема Росфинмониторинга, — рассказала Тисен. — Или письма на электронную почту с требованиями об уплате платежей и комиссий якобы в подозрении «антиотмывочного законодательства».

Пугать также могут заморозкой счетов с требованием обосновать тот или иной платеж и внести комиссию за разморозку или же якобы возникшими у Росфинмониторинга подозрениями в том, что плательщик участвует в экстремистской деятельности или нарушает антисанкционный закон. Подобных случаев накопилось уже много, притом что защититься от них очень легко.

«Следует помнить, что Росфинмониторинг не может ни замораживать, ни блокировать счета, а также не является правоохранительным органом, не проводит расследования и оперативные мероприятия. Поэтому подобные сообщения априори являются мошенническими и реагировать на них не следует», — подытожила Ольга Тисен.

Николай Козин, Парламентская газета.