Про мошенников всех мастей «КП» пишет по нескольку раз в месяц. Жертвами чаще всего становятся доверчивые пенсионеры. Кто-то впаривает им под видом дорогих уникальных препаратов дешевые биодобавки. Кто-то вымогает деньги на «лечение» у экстрасенсов, выдумывая родовые проклятия и порчи. В Москву за денежками стекаются аферисты со всего бывшего Союза. Недавно задержали двух украинцев, которые дурили одиноких московских старушек, оставляя их без накоплений и квартир. Это была многоходовая схема, которая за пару недель приносила им миллионы рублей.
«УВЕЗУТ В ЛЕС И УБЬЮТ»
Людмиле Михайловне Артемьевой 80 лет. Худенькая миниатюрная женщина. Да, возраст. Да, здоровье все чаще шалит. Но в здравом уме, с ясными глазами. Выпускница Бауманки, они с мужем (он, увы, скончался) работали инженерами на секретном оборонном предприятии. Последние полвека Людмила Михайловна прожила в трехкомнатной квартире на Кутузовском проспекте, через дом от знаменитого «брежневского».
Началось все с телефонного звонка.
— Здравствуйте. Из Сбербанка беспокоят, — вещал приветливый мужской голос. — У нас система зависла. Перепроверяем номера ваших счетов. Можете продиктовать?
Пенсионерка взяла сберкнижку и сообщила и номер, и сумму, которая лежит на счету.
На следующий день ей позвонили снова. Теперь это был бандюган, который через слово сыпал матюками.
— Он сказал, что они меня увезут на машине в лес, убьют и там закопают, — Артемьева ежится, вспоминая тот разговор. — Требовал, чтобы я сняла со счета миллион рублей (пенсионерка недавно продала дачный участок, вот откуда такая сумма, — Ред.) и отдала им.
С Людмилой Михайловной в таком тоне никто никогда не говорил. Положив трубку, она схватилась за сердце, соображая, что теперь делать. И тут же — новый звонок.
— Это был наш участковый, Павел Станиславович Исаков. Я знала, что он наш участковый, но никогда раньше с ним не общалась. Он мне сказал, что мой телефон прослушивает полиция, они охотятся за группой мошенников.
Мужчина говорил так убедительно, что москвичка даже не поняла, как ловко аферисты взяли ее в оборот. «Участковый» рассказал, как «эти негодяи» пустили по миру несколько почтенных старушек. Предложил помочь следствию. Главаря преступников нужно взять с поличным. На живца.
— Не бойтесь, мы всегда рядом. Вам просто нужно снять из банка деньги, а дальше мы при передаче их сцапаем.
Артемьева согласилась. «Исаков» объяснил, что теперь ее всегда будет сопровождать «внук» — сотрудник полиции под прикрытием. Он и в передаче денег поучаствует, и задержать махинаторов поможет.
«ВНУК» РАНЕН, А ГЛАВАРЬ УШЕЛ
Когда бандит позвонил с угрозами в следующий раз, пенсионерка заявила, что в переговорах теперь будет участвовать ее внук. Потом она пошла в банк, сняла со счета миллион и передала деньги этому человеку.
Один миллион рублей скрылся от пенсионерки за ближайшим поворотом вместе с «полицейским». Но на этом мошенники не собирались останавливаться. Потом снова позвонил «участковый»: «Засада сорвалась, главарю удалось улизнуть с деньгами. Они наверняка будут звонить опять…»
Женщине предложили снова сделать вид, что она испугалась. А так как у нее денег больше нет («и ОНИ это знают», подчеркнул лже-полицейский), надо… продать квартиру.
— Он мне пообещал, что это будет фиктивная сделка. Просто надо сделать вид, что я реально продаю квартиру.
Людмила Михайловна — человек советской закваски. Бандитов жутко боялась, но решила идти до конца. К ней приставили еще одного сотрудника, «племянника».
— Я подписала на него доверенность и квартирных дел не касалась.
На следующий день нашелся покупатель. Цена его более чем устраивала: рыночная стоимость такой трешки на Кутузовском — 25 миллионов рублей, а тут ее выставили за 13 млн. Цены специально занижали, чтобы продать как можно быстрее, пока бабуля не очухалась. У нотариуса Артемьеву охранял «племянник». В банке он взял полученные от продажи деньги и поспешил откланяться: побежал ловить жуликов.
— Думаю: наконец-то все кончилось! — рассказывает пенсионерка. — Потом набрала номер участкового, а телефон отключен. Раньше он мне по нескольку раз в день названивал. А тут… Меня как по голове стукнуло. Я сразу стала звонить в полицию.
«ШЕФ» ЗВОНИЛ ИЗ ПОЛЬШИ
По такой же схеме — один в один — в Москве те же самые аферисты обманули еще как минимум трех пенсионерок. Причем от первого звонка «из банка» до продажи квартиры проходило всего 2 — 3 недели.
— Мошенники всегда четко выбирали пожилых женщин, которые живут в собственных квартирах в хороших районах, — рассказывают в следствии. — Они всегда точно знали, кого разводят. Одиноких пенсионерок, у которых нет родственников и некому вмешаться в сделку. Можно предположить, что у преступников был сообщник в органах опеки, например.
Двух участников группы уже задержали. Александр Аляпин и Константин Клименко родом с Украины, из Днепропетровской области.
— Это рядовые исполнители, которые участвовали в обмане женщин, но действовали по указке другого человека, — говорит источник. — За каждую бабушку они получали 500 тысяч рублей. Центр этой группы — некий Володя. Задержанные знают только его имя. Говорят, что он из Киева, но живет в Европе. По каждой бабушке он присылал точные инструкции, расписывая каждому члену группы его задачу. При этом один и тот же человек мог, например, играть роль и «полицейского под прикрытием», и звонившего с угрозами бандита.
А вот «участковым» всегда был тот самый Володя. По некоторым сведениям, сейчас он может находиться в Польше. Оттуда названивал бабушкам с российских симок. Деньги подельники пересылали ему через банковские карты, полученные на городских алкоголиков.
ПЕНСИОНЕРКИ ОСТАНУТСЯ НА УЛИЦЕ?
Пока следователи разбираются в хитросплетениях «Володиной» группировки, бабушки пытаются отстоять в судах свои квартиры. Но сделки совершены законно!
— Чтобы оспорить сделку, нужно доказать не только обман со стороны мошенников, но и то, что покупатель был в курсе аферы, — объясняет адвокат Геворг Дангян.
Он представляет интересы «83-летней Людмилы Толмачевой, которая отдала жуликам 300 тысяч и деньги от продажи двушки в Щукине.
— Уверен, что любой разумный человек, которому предлагают квартиру 80-летней бабушки по заниженной в два раза цене, заподозрит неладное, — говорит юрист.
Толмачевой в иске отказали — и в районном суде, и в городском. А Верховный на днях с отказом согласился.
По трем другим пенсионеркам районные суды уже вынесли аналогичные решения. Но похоже, что у них все-таки появился шанс отстоять свою недвижимость. На днях Мосгорсуд признал недействительной сделку по продаже квартиры Людмилы Артемьевой на Кутузовском.
— Будем надеяться, что нам 12 октября удастся добиться в Мосгорсуде такого же решения, — говорит адвокат 81-летней Прасковьи Панковой Марина Чижова.
Ее клиентка «продала» свою однушку на Дербеневской набережной.
«Комсомолка» следит за развитием событий.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
«У покупателей почти нет шансов вернуть свои деньги»
— Если в итоге сделка по продаже признается недействительной, главной пострадавшей стороной оказывается покупатель, — говорит юрист Дмитрий Лесняк. — В таком случае он претендует только на возмещение ущерба. Но чаще всего у аферистов денег уже давно нет, и на этом все фактически заканчивается. Иногда пытаются обращаться с иском на возмещение ущерба к государству, мотивируя тем, что эту сомнительную сделку зарегистрировал Росреестр. Однако на практике таких успешных дел единицы. Но я бы отметил, что на открытом рынке аномально низкая цена на недвижимость — первый признак сомнительности предложения. Покупатель прежде всего сам должен понимать, что связываться с такой квартирой рискованно.
Александр РОГОЗА, КП