Мошенников-гипнотизеров предлагают лишать свободы



alttext



Ситуация, известная, наверное, каждому: на улице, рынке и, чаще всего, вокзале к прохожему подходит женщина в цветастом платке, что-то спрашивает или просит и вскоре этот человек отдает ей деньги, а то и снимает с руки дорогие часы или золотое украшение. А через несколько минут сам не может понять и внятно объяснить, кому и зачем все это отдал.

Полицейские, работающие, так сказать, “на земле”, зачастую оказываются в весьма затруднительном положении, когда к ним обращается за помощью человек, побывавший под воздействием подобных “экстрасенсов”. Да, опытный оперативник, не один год обслуживающий свою территорию, прекрасно знает всех своих “клиентов” – от бомжей и нищих-побирушек до карманников-виртуозов. Знает он и таких вот криминальных гипнотизеров. Вот только предъявить им ничего не может – их жертва сама, без всякого принуждения отдала им деньги и ценности.

Действительно, нет никаких внешних доказательств, что человек стал жертвой обмана, воровства или, тем более, насилия. С ним просто поговорили, и он абсолютно добровольно подарил несколько купюр, скажем, на лечение пожилой женщине или сладости ребенку. Просто добрейший человек! Какой уж тут криминал? Более того, сам этот “спонсор” нередко не в состоянии узнать в лицо тех, кого только что облагодетельствовал. Так кого и за что полицейский должен задержать? И с какими аргументами идти в суд?

Правда, иной раз полицейские все-таки задерживают таких мошенников. Но вовсе не за их криминальную “магию”, а находят какие-нибудь другие правонарушения, зачастую мелкие, “тянущие” лишь на административную ответственность. Например, отсутствие регистрации, нарушение общественного порядка, торговлю в неположенном месте. Но через какое-то небольшое время эти люди вновь возвращаются на свои “рабочие” места и поджидают очередную жертву.

Собеседники корреспондента “Российской газеты” из территориальных подразделений полиции считают, что необходимо дополнение в Уголовный кодекс, учитывающее столь специфическое преступление и предполагающее ответственность за него. Возможно, проект такого закона будет разработан в МВД и предложен нашим законодателям.

Необходимость в новой уголовной статье есть. Ведь если разобраться, признаки преступления, квалифицируемого как умышленное введение в заблуждение с корыстной целью – налицо.

Как не стать жертвой мошенников? Начальник отделения психологической службы отдела морально-психологического обеспечения УВД по ЦАО столичного полицейского главка Вероника Крапухина рассказала о механизме такого уличного оболванивания. Свою жертву мошенники тщательно выбирают. Обычно их выбор падает на задумчивого, рассеянного или чем-то явно расстроенного человека, который, кажется, настолько погружен в свои думы, что ничего не замечает вокруг. К нему подходят и заговаривают. Например, спрашивают дорогу, время, уточняют дату или улицу, где находятся. Затем, поблагодарив за помощь, могут просто перекинуться ничего не значащими на первый взгляд фразами. На самом же деле здесь важно каждое слово, играющее на конкретный результат – вызвать у собеседника положительные эмоции, расслабить его и ввести в транс. Достаточно вам четыре раза ответить “да” и вы – во власти мошенника-манипулятора.

Ничего сверхъестественного, магического здесь нет. Приемы психологического воздействия давно отработаны до мелочей. Манипулятор всегда очень многословен, использует много дополнительных атрибутов, рассеивающих внимание, часто прикасается к собеседнику и подстраивается под него – копирует позу, состояние, темп речи и даже ритм дыхания.

Вероника Крапухина советует, если вы вдруг осознали, что находитесь под таким воздействием, лучший способ разорвать контакт с “гипнотизером” – переключить свое внимание на другого человека, ситуацию или предмет. Например, позвонить другу, развернуться и уйти или начать задавать неожиданные вопросы собеседнику, совершенно не имеющие отношения к теме завязавшегося разговора.

Разумеется, наилучший рецепт от воздействия аферистов – вообще не вступать в контакт с подозрительными личностями.

Михаил Фалалеев, Российская газета