- 24.05.2011
Наша жизнь – не игла
Правительство запретило принимать наркоманов на работу, от которой зависят чужие жизни.
Правительство страны утвердило особый список профессий, куда закрыт доступ наркоманам. Не исключено, что в будущем при приеме на важную работу кандидатам придется сдавать тест на наркотики.
По оценкам экспертов, в России около 2,5 миллиона человек употребляют наркотики.
Среди любителей зелья не только обитатели социального дна, но и люди, от чьей работы зависят чужие жизни. Наркоман за рулем автомобиля или штурвалом самолета – не просто больной человек, но потенциальный убийца.
Сегодня "Российская газета" публикует документ, призванный защитить всех нас от нетрезвых "профессионалов". Постановление правительства утверждает перечень отдельных видов профессиональной деятельности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией.
Этот документ может стать первым шагом для наведения трезвого порядка в жизненно важной сфере. Подобные ограничения, конечно, де-юре действовали и раньше. Но на практике не выполнялись. Поэтому чисто теоретически на операцию мог выйти хирург, принявший дозу, за штурвал самолета сел бы летчик с героином в крови, а управлял бы воздушным движением диспетчер-наркоман… Последнее, кстати, не домысел. Как напомнил недавно глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, пару лет назад был выявлен наркозависимый диспетчер, управлявший полетами в дальневосточной воздушной зоне. Он и на смену выходил, находясь под действием наркотиков.
А вот совсем свежий пример: на днях оперативники наркоконтроля задержали по подозрению в хранении наркотиков третьего за последние несколько месяцев прапорщика из охраны Балаковской АЭС. Это уже информация к серьезному размышлению.
Также Виктор Иванов рассказал, как несколько лет назад на одной из шахт в Кемеровской области произошел взрыв. Причина оказалась в том, что два наркомана готовили себе дозу на спиртовке. Это привело к взрыву метана.
– После было проведено медицинское освидетельствование на шахтах региона, – сообщил Виктор Иванов. – Оно выявило сотню наркоманов среди шахтеров.
Кроме того, только за два года оперативники наркоконтроля выявили на техногенных предприятиях более тысячи лиц, которые либо были втянуты в наркопреступления, либо сами принимали наркотики. Причем специально подобные предприятия не проверялись. Ведомство вело обычную оперативно-разыскную работу, а потом вдруг выяснялось, что наркоман или наркоторговец, попавший в поле зрения спецслужбы, работает на ответственном производстве.
Еще в 1993 году правительство утвердило перечень профессий, которые требуют медосвидетельствования на прием наркотиков. Однако документ остался нерабочим. Потому что механизм его исполнения не был создан.
По словам Виктора Иванова, тот документ был написан небрежно, в итоге получалось, что никто не обязан контролировать этот процесс, никто ни за что не отвечал. В итоге не были разработаны и приняты соответствующие нормативные акты, которые должны были последовать вслед за ним. Поэтому сейчас принят новый документ.
В нем тоже нет ни слова про тестирование кандидатов на ответственную службу. Однако Министерству здравоохранения и социального развития РФ поручено дать разъяснения по применению данного перечня. Скорее всего, в ближайшее время появится другой документ, определяющий порядок выявления наркоманов на запрещенных для них работах. Может быть разработан нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения предсменных и послесменных медицинских осмотров, в том числе на предмет употребления наркотиков работников таких профессий.
– Когда постановление заработает, мы будем реально знать ситуацию на предприятиях, где работа связана с риском и ответственностью за чужие жизни, – сказал Виктор Иванов. – Тестирование – один из ключевых элементов мониторинга данной ситуации.
Кстати, по словам экспертов, Трудовой кодекс и сегодня не мешает частным компаниям обязать всех соискателей проходить тест на наркотики. Более того, там, где это реально имеет значение, давно практикуются проверки на наркотики, на психологическое здоровье и тому подобное. В некоторых компаниях сотрудников проверяют даже на детекторе лжи, где в ходе разговоров под запись интересуются также отношениями человека с наркотиками.
Понятно, что такие проверки дело добровольное, однако сотрудники и соискатели вынуждены проявлять добрую волю. Иначе можно остаться без работы: работодатели найдут возможность, как отказать в месте человеку, не желающему проверяться.
Однако при ответственной работе тесты на наркотики в перспективе могут стать обязательными для тех, чья профессия занесена в перечень . Этот вопрос обсуждается. Всего, по данным Наркоконтроля, ежегодно от отравления наркотиками или вызванных отравой болезней погибает около 100 тысяч россиян.
– За преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, привлечены к ответственности свыше 500 тысяч граждан России, – сообщил руководитель департамента ФСКН Владимир Голубовский.
Как минимум 150 тысяч человек задействованы в сбыте наркотиков в России. Треть преступлений, совершаемых в стране, связана с зельем.
досье
Недавно эксперты ФСКН продемонстрировали главе государства разработку российских ученых – портативный анализатор, способный за считаные минуты обнаружить присутствие наркотиков в организме человека.
Прибор сейчас производится в Германии, однако представители наркоконтроля заверили президента, что производство в России реально наладить в течение трех-шести месяцев.
Сейчас подобными наркотестерами оснащаются в пилотном режиме сотрудники подмосковной автоинспекции.
По данным наркоконтроля, у нас сегодня за год свыше 30 тысяч водителей лишаются прав на вождение из-за того, что попались при управлении в состоянии наркотического опьянения.
Из всех водителей, задержанных ГИБДД в состоянии опьянения, от 10 до 20 процентов находились в состоянии наркотического опьянения.
В целом ежегодно правоохранительные органы выявляют более 150 тысяч граждан, находящихся в состоянии наркотического опьянения.
Штраф за нахождение в состоянии наркотического опьянения предусмотрен до 4 тысяч рублей.
По данным ООН, Россия занимает первое место среди всех стран мира по потреблению героина.
Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5485 (109)