Не один дома



Мосгордума приняла новый закон "Об организации опеки, попечительства и патронажа в Москве". Предполагается, что после этого больше москвичей захотят взять сироту в семью. Да и тем детям, которые останутся в казенных домах, жить станет получше.

Сейчас в региональном банке данных числится 4640 детей-сирот, которые нуждаются в семьях. Согласно закону, кроме усыновления, опеки, попечительства, в городе будут действовать две договорные формы устройства детей: приемная семья и патронатное воспитание. С родителями-воспитателями в обоих случаях заключаются договоры. Но к патронату как форме временного устройства, по словам руководителя департамента семейной и молодежной политики Москвы Людмилы Гусевой, будут прибегать только в случае, если нет возможности найти ребенку семью. Она приоритетна. С патронатными воспитателями, которые проходят специальную подготовку, заключается договор на определенный срок – не менее трех месяцев и не более года. Причем с 10 лет дети уже сами будут решать, хотят ли они в патронатную семью. Сегодня в Москве, по словам Гусевой, насчитывается 182 таких семьи, в которых воспитываются 210 детей.

В законе предусмотрены дополнительные льготы для приемных родителей или патронатных воспитателей. Например, ежемесячные выплаты в размере 15 155 рублей в расчете на каждого ребенка. А если он инвалид, то сумма увеличивается на 70 процентов. Если семья взяла трех детей и больше, то оба родителя будут получать ежемесячное денежное вознаграждение. Помимо этого, приемным детям предоставляются все льготы, положенные сиротам: в том числе право на получение жилья при совершеннолетии. И усыновители (те, кто взял ребенка после 1 января 2009 года) теперь получают ежемесячную компенсацию – 12 тысяч рублей.

Отныне узаконено такое понятие, как "постинтернатный патронат". Что крайне важно для выпускников детдомов. Им трудно дается самостоятельная жизнь. Несмотря на ранний горький опыт (остаться без родителей – беда), многие совершенно инфантильны. Они не обучены элементарным бытовым навыкам, которые другие сверстники усваивают, что называется, с молоком матери. Например, не знают, куда обращаться, если в квартире потек кран или затопили соседи… Не говоря о более серьезных вещах – таких, как получение хорошего образования, трудоустройство, создание семьи. Без поддержки мамы-папы это не у всех получается. В итоге, говорит Людмила Гусева, десятая часть выпускников сдает квартиры, а сами скитаются; половина не платит за жилищно-коммунальные услуги, рискуя быть выселенными; треть нигде не работают… Вот такая печальная статистика.

Поэтому и появилась нужда в патронате. Он будет осуществляться на основании договора – в отношении выпускников в возрасте от 18 до 23 лет, которые очно учатся в учреждениях профобразования. Патронатные воспитатели будут их проведывать, следить, чтобы ходили на занятия, не бездельничали, держали квартиру в порядке, сторонились дурных компаний. Эти ребята хоть и совершеннолетние, но далеко не взрослые. Им необходимо сопровождение со стороны взрослых – хотя бы для того, чтобы они не оказались без квартиры и без средств. Правда, патронат не предусмотрен для выпускников-сирот, которые воспитывались в приемной, патронатной или опекунской семье. Тут их должны были научить жизни.

Ольга Парфенова, "Российская газета" – Центральный выпуск №5158 (79) от 15 апреля 2010 г.