Невозможно жить в доме, в котором нет половины стен



Наша задача – разбудить общество и убедить силовые структуры в том, что невозможно осуществление правосудия, если нет одной из сторон: вы не можете жить в доме, в котором нет половины стен, сказала член Общественной палаты РФ Ольга Костина, комментируя законопрект, направленный на расширение прав жертв преступлений.

«В настоящее время впервые за постсоветскую историю российского правосудия сформирован блок поправок, который направлен на усиление прав жертвы преступления, права на правосудие. В работе находится документ, который будет касаться социальных гарантий пострадавшему от преступления. Речь пойдет о компенсациях и о медицинской помощи. Жертве, как правило, не доступна ни юридическая, ни адвокатская помощь, так как она достаточно дорого стоит, и не всегда есть такая возможность. Жертва не имеет информации о ходе следствия до суда, и, если что-то происходит, какие-то сговоры, нарушения, то обнаружить это можно только, когда время уже упущено. Такая система, конечно, не жизнеспособна с точки зрения качества правосудия. Наше правосудие нельзя назвать состязательным, потому что это состязание государства и преступника. А государство все-таки должно быть рефери между жертвой и преступником. Поэтому наша задача была – разбудить общество, убедить силовые структуры в том, что невозможно осуществление правосудия, если нет одной из сторон, вы не можете жить в доме, в котором нет половины стен. И призывы к министерству юстиции основаны на том, чтобы привлечь большее внимание к потерпевшему, так как состязательность предполагает две равноправные, как минимум, стороны.

На сегодняшний день документ находится в Государственной Думе. Он касается, как жертв-взрослых, так и, естественно, жертв детей, которым посвящен отдельный блок, ведь дети – самая уязвимая категория. Ирина Яровая, которая руководит профильным комитетом по безопасности, надеется, что поправки будут приняты уже в этой сессии в процессе работы над законопроектом. На сегодняшний день получены все необходимые заключения, документ поддержан всеми профильными силовыми ведомствами, правительством Российской Федерации. У нас даже было специальное совещание с премьером в конце прошлого года, где еще раз говорилось о том, что больше замечаний нет, и документ нужно вносить в Государственную Думу.

Я рассчитываю, что, если он будет принят, то это неизбежно повлечет структурные изменения в самих силовых ведомствах, так как будут нужны соответствующие контрольные органы. Мы обладаем колоссальным опытом, потому что весь мир эту реформу провел еще в 70-е годы прошлого века, и нам здесь не приходится изобретать велосипед, а можно воспользоваться уже имеющимся опытом, адаптировав его на наши социальные, экономические и политические условия. Я очень рассчитываю, что если мы хотим реальных реформ и повышения качества работы МВД, следственных органов и Генпрокуратуры, то мы должны убедить законопослушного гражданина содействовать и сотрудничать, не опасаясь ни за свою жизнь, или за то, что он будет унижен, растоптан или просто оставлен без помощи».

Голос России