- 26.06.2012
Ничего, кроме правды
Самая молодая правоохранительная структура России – Следственный комитет – стала активно применять в своей работе так называемый "детектор лжи" – полиграф.
В этом ведомстве эффективность использования такого прибора не вызывает сомнений: в прошлом году в системе органов СКР проведено около 8000 криминалистических исследований с применением полиграфа различного целевого назначения.
Очевидно, что в Следственном комитете должны служить достойные люди, которым можно доверять. В первый год существования проверку на полиграфе при найме на службу прошли около двух тысяч человек, и Комитет уделяет большое внимание качеству выучки специалистов-полиграфологов. Поэтому к повышению их квалификации подключился МГТУ имени Баумана. Первый цикл обучения, проводимого под руководством профессора Юрия Холодного, был посвящен именно применению этого непростого прибора при отборе и контроле деятельности кадров. И на сегодня переподготовку уже прошли более 80 сотрудников практически из всех регионов страны – от Анадыря до Калининграда.
В стране есть множество "школ" и "курсов", где готовят полиграфологов. В некоторых всего за 2-3 недели. Это откровенное шарлатанство. Полиграфолога для отдела кадров надо готовить 4 – 6 месяцев, а специалиста для оперативно-разыскной работы – более года. Отсутствие закона о полиграфе, проект которого затерялся где-то в законодательных коридорах, породило большой разброс в методике подготовки специалистов.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ (N 28 от 21 декабря 2010 года) "О судебной экспертизе по уголовным делам" ужесточило условия работы полиграфологов в условиях следственной практики: оно установило, что "в случае проведения исследования должна быть произведена судебная экспертиза".
Юрий Холодный рассказал корреспонденту "Российской газеты", что таких экспертиз и государственные, и частнопрактикующие полиграфологи проводят немало, но многие из них даже не подозревают, что технология производства экспертизы с применением полиграфа существенно отличается от технологии использования этого прибора в оперативно-разыскной деятельности. Как следствие, результаты таких экспертиз не могут служить доказательством в суде. В стране нет ни одного учебного заведения, где готовят специалистов, способных выполнять судебно-психофизиологические экспертизы.
Полиграфологи, как и следователи, постоянно вторгаясь в судьбы людей, не имеют права на ошибку ни в ту, ни в другую сторону. И их квалификация должен быть наивысшей.
С января этого года Следственный комитет на базе МГТУ имени Баумана начал цикл специализированной подготовки своих полиграфологов-криминалистов. Ведь полиграф помогает не только выявить людей, совершивших или причастных к преступлению, но и определить невиновных, на которых пало необоснованное подозрение.
Последнее особенно важно. По оценкам отечественных криминологов, в российских тюрьмах сидят около 100 тысяч несправедливо осужденных. И в отношении кого-то из них можно восстановить справедливость с помощью полиграфа. Об одном из таких случаев несколько лет назад рассказывала "Российская газета". Исследование проводилось прямо в зале суда, и с человека, уже отбывавшего срок за убийство, благодаря полиграфу сняли все обвинения, а на скамью подсудимых сел бывший свидетель.
Михаил Фалалеев, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5816