Общественная палата выделила 6 тыс. «самых полезных» НКО



alttext



Между ними могут быть разделены 10% средств социальных программ, что составляет более 23 млрд рублей.

В обращении к Федеральному собранию Владимир Путин рассказал о новых мерах поддержки некоммерческих организаций. В частности, предложил установить специальный правовой статус «некоммерческая организация — исполнитель общественно полезных услуг» и предоставить ряд льгот и преференций для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства. В частности, им предлагается направлять до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы они могли участвовать в оказании социальных услуг, финансируемых за счет бюджета. Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов рассказал «Известиям» о предполагаемых критериях отбора «самых полезных» НКО, которые смогут рассчитывать на столь существенную поддержку.

На итоговом форуме «Сообщество», проходившем 4 ноября, Владимир Путин заявил, что в 2016 году на социальную поддержку граждан предусмотрена солидная сумма — более 236 млрд рублей. Тогда он предложил открыть доступ к этим финансовым ресурсам для специальной группы НКО социальной направленности, которые способны решать задачи, стоящие перед государственными и муниципальными органами власти.

Через проект Общественной палаты по поддержке НКО и гражданских активистов «Перспектива» за год прошло около 10 тыс. человек, среди них было выделено 6,5 тыс. наиболее эффективных, с которыми было продолжено сотрудничество. Своей работой многие из них уже доказали, что могут эффективно распоряжаться бюджетными средствами на благо общества и на сегодня являются своего рода первыми претендентами на получение специального правового статуса «некоммерческая организация — исполнитель общественно полезных услуг».

Александр Бречалов отметил, что в своем обращении президент оказал доверие некоммерческому сектору, справедливо отметив, что при оказании социальных услуг НКО зачастую работают эффективнее и качественнее, чем государственные структуры.

— Уверен, что предложенные президентом меры обеспечат существенную поддержку некоммерческому сектору. Мы услышали главный посыл президента, и теперь нам нужно доработать все наши инициативы. Но главное — как бы ни назывались эти некоммерческие организации: «повышенной пользы» или «исполнителями общественно полезных услуг», — важно, что они решают остросоциальные проблемы общества и оказывают услуги в рамках 442-го федерального закона, — сказал секретарь ОП.

Он отметил, что главная преференция для тех, кто безупречно работал, — это квота.

— Каждая некоммерческая организация может сейчас войти в реестр и оказывать эти услуги, но на общих основаниях. Мы же хотим выделить те, которые добросовестны и которые зарекомендовали себя на рынке и предоставлять им дополнительные преференции через десятипроцентную квоту, то есть 10% от того огромного пирога денег, которые тратятся на социальные услуги (от почти 240 млрд рублей). Эту 10-процентную квоту необходимо прописатьв 442 федеральном законе. Прочие льготы для НКО так или иначе прописаны в законодательстве, другой вопрос, что половина из них не действует, — добавил Александр Бречалов.

По его словам, четкие критерии, по которым будут отбираться «некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг», пока не определены. Согласно сегодняшним наработкам, предполагается, что будут уточнены и выделены в отдельный перечень определенные направления деятельности НКО. Еще один возможный критерий отбора — количественные и качественные показатели работы организаций (количество проведенных мероприятий, человек, которым была оказана помощь и т.п.). Кроме того, будут приниматься во внимание опыт работы НКО (как минимум год на рынке соцуслуг) и кадровый потенциал.

На сегодняшний день нет и единого видения механизма отбора этих организаций, однако рассматривается два равнозначных варианта. Первый — через региональные комиссии, состоящие из общественников на базе ОП, возможно, с участием представителей Минюста и региональных органов власти. Второй — федеральными экспертами через специальный реестр.

— Это не самое сложное — технику мы отработаем. Тем более подобный опыт уже есть на примере отбора бизнес-проектов в Татарстане. В ближайшие два месяца мы предложим исчерпывающий механизм, как это осуществить, — отметил секретарь ОП.

Александр Бречалов также обратил внимание на еще одну актуальную проблему — большая часть работающих НКО на сегодняшний день не готова качественно оказывать услуги, которые прописаны в 442-м федеральном законе.

Член Общественной палаты РФ и Совета по правам человека при президенте РФ Елена Тополева-Солдунова высказала мнение, что на получение специального правового статуса «некоммерческая организация — исполнитель общественно полезных услуг» должны претендовать социально ориентированные НКО, имеющие опыт оказания общественно полезных услуг не менее 3 лет, а также историю конструктивного взаимодействия с органами власти. Кроме того, они должны быть способны доказать свою эффективность.

Мария Елкина, Известия