Общественники будут наблюдать за охраной митингов



Буквально каждый шаг полицейских может оказаться под пристальным вниманием и контролем не только начальства, прокуратуры или, не дай Бог, собственной безопасности, но и членов Общественного совета.

Общественники вправе присутствовать при приеме полицейскими граждан, наблюдать работу дежурных частей и патрульных нарядов, смотреть, как обеспечивается охрана порядка на всевозможных массовых мероприятиях, как соблюдаются права задержанных, насколько социально защищены сами сотрудники полиции и даже принимать участие в аттестационных комиссиях. То есть, член Общественного совета может повлиять на дальнейшую карьеру полицейского. Права и обязанности прописаны в специальной памятке о работе Общественного совета при МВД России, которая выставлена на сайте организации.

Спустя два года, как этот важный институт гражданского общества был утвержден указом президента, он, по сути, становится серьезным инструментом, регулирующим взаимоотношения граждан и полиции. Впервые очередное заседание Общественного совета прошло во всероссийском масштабе в режиме видеоконференции. Министру внутренних дел России Владимиру Колокольцеву важно было услышать мнения общественников из регионов. Тем более, что министр считает работу многих территориальных организаций формальной, их роль – приниженной, а возможности – нереализованными.

С мнением министра согласен и председатель Общественного совета при МВД России известный адвокат Анатолий Кучерена. Он рассказал, что столкнулся не только с несогласованностью работы отдельных советов, но и с прямой конфронтацией их друг с другом. Выяснение отношений, жалобы, “подметные письма” – вряд ли это способствует выполнению основной задачи организации.

С другой стороны, открытый разговор с представителями регионов обрисовал примерный круг проблем, которые могут и должны решать территориальные общественные советы. Например, в Кемеровской области общественники вместе с полицией взяли под плотную опеку детские дома. Помимо прямой помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, здесь удается оградить сирот от влияния криминальной среды, остановить рост подростковой преступности.

В Республике Коми ежемесячно проводятся заседания Общественного совета в формате “прямой линии”. По сути происходит массовый прием населения – каждый житель может позвонить и задать свой вопрос. Причем, эти “прямые линии” – тематические. Например, как оценивается качество оказания полицией госуслуг населению или как обеспечить занятость и безопасность детей летом. В Свердловской области члены Общественного совета проводят акцию “Дежурим вместе”. То есть, участвуют в патрулировании улиц вместе с сотрудниками, присутствуют в дежурных частях и на приемах населения.

Кстати, Анатолий Кучерена обратил внимание на важность такого общественного контроля. Он лично посещал некоторые подразделения и выяснил, что официально объявленные дни и часы приема людей, мягко говоря, не всегда соблюдаются. Посетители часами ожидают в приемной начальника, а затем вдруг объявляется его помощник, быстренько собирает заявления и исчезает. Не удивительно, что люди не уверены, что им помогут – ведь даже не выслушали. Более того, по иным так называемым “телефонам доверия” могут нахамить, такие номера нередко совпадают с номерами дежурных частей, а то и вовсе оказываются сопряженными со службой “02”. Правильно ли это? По мнению Анатолия Кучерены, “телефон доверия” должен звонить только в кабинете сотрудника службы собственной безопасности.

А Общественный совет при ГУ МВД России по Москве участвует в решении такого “больного” для столицы вопроса, как обеспечение правопорядка на массовых мероприятиях – митингах, демонстрациях, шествиях.

Михаил Фалалеев, “Российская газета” – Федеральный выпуск №6090