Одиннадцать вариантов амнистии



Важную новость, касаемую предстоящей массовой амнистии, сообщил корреспонденту “РГ” заместитель председателя Госдумы, заместитель руководителя фракции “Единая Россия” в нижней палате Сергей Железняк.

– В Госдуме сегодня на рассмотрении находится уже одиннадцать проектов по амнистии, внесенных различными фракциями и депутатами, – рассказал вице-спикер корреспонденту “РГ”. – И президент Владимир Путин, принимая окончательное решение по законопроекту, который он внесет в Госдуму, будет учитывать предложения депутатов. 20 лет Конституции – это очень достойный повод для проведения амнистии в стране. При этом абсолютно верно, что под амнистию не попадают определенные категории преступников. Я полностью поддерживаю эту позицию, так как убийцам, насильникам, казнокрадам, всем, кто совершил тяжкие преступления, никакой амнистии быть не должно.

Стали известны подробности грядущей юбилейной амнистии к 20-летию Конституции. Главное – основным контингентом, который должен попасть под амнистию будут те, кому грозит или кто уже получил наказание в пределах от 3 до 5 лет.

Известны также уголовные статьи, осужденные по которым никаким образом не могут рассчитывать на прощение. Это такие статьи, как “Измена”, “Убийство”, “Нанесение тяжких телесных повреждений”, “Терроризм”, “Угон воздушного судна”, “Создание организованной преступной группы”, “Насилие по отношению к представителям правоохранительных органов”, “Изнасилование”, “Педофилия”. В общем, в списке нет ни одной особо тяжкой статьи. И нет насильственных преступлений. Кстати, это общее правило всех амнистий, Хотя в нашей стране были амнистии, которые нарушали такую установку.

Если учесть, что сегодня в местах лишения свободы сидит приблизительно 600 тысяч человек, и это не считая тех, кто находится в СИЗО или дома под подпиской, то амнистия, несомненно, будет массовой.

Очевидно, что и под эту амнистию попадут те категории граждан, которые получают прощение государства почти всегда. Это беременные женщины и женщины с несовершеннолетними детьми, а также малолетние преступники и граждане пенсионного возраста. Но только те, которые совершили не тяжкие и не насильственные преступления.

Вторая важная новость – амнистию точно объявят до Нового года. И даже ожидается, что кое-кто праздник встретит не на нарах. Но это будут единицы. Дело в том, что сам процесс рассмотрения дел, вынесения решений всегда занимает немало времени. Обычно несколько месяцев. Хотя амнистия обещает быть массовой, каждое дело будет рассматриваться персонально. Это большая работа для судей, следователей, дознавателей и сотрудников тюремного ведомства. Так что основная масса амнистированных попадет домой к концу зимы – началу весны. По опыту прежней большой амнистии 2000 года, процесс длился от начала до конца ровно шесть месяцев. Вообще-то объявляя амнистию, законодатели всегда пишут до какого срока она действует. И это именно полгода.

А попадут ли под амнистию те осужденные, чьи имена на слуху? Например, участницы группы Pussy Riot? Скорее всего – нет. Их уголовная статья – “Хулиганство при отягчающих обстоятельствах”. Это под амнистию не попадает. Кстати, нападавшие на платформу “Приразломную” в Арктике обвиняются по той же статье. Вряд ли коснется амнистия и Ходорковского. Его уголовная статья, точнее одна из статей – “Легализация преступно нажитых доходов”. Ее в списке статей для амнистии нет. Как и статьи Навального – “Растрата”.

Амнистия коснется и фигурантов “болотного дела”. Правда, далеко не всех. А лишь восьми человек, обвинение которым предъявлено по статье “Массовые беспорядки”. А вот те, у кого следующая статья – “Организация массовых беспорядков” или “Применение насилия в отношении представителя власти” останутся за решеткой. Не будут амнистированы Сергей Удальцов, Леонид Развозжаев.

Может попасть под амнистию и Анатолий Сердюков, если следствие предъявит ему сегодня статью “Халатность”. А если ему переквалифицируют обвинение на “Превышение полномочий” или “Злоупотребление полномочиями”, то амнистия не коснется бывшего министра обороны. А вот его бывшая подчиненная Евгения Васильева, главная фигурантка дела по “Оборонсервису”, пока не вписывается в амнистию. Одна из ее статей – “Хищение в особо крупном размере”.

Кроме тех, кто сидит в колониях, под амнистию попадут и граждане, отправленные на общественные работы.

Грядущая амнистия будет не первой в этом году. Напомним, что Госдума в начале июля приняла постановление об экономической амнистии. По ней получили волю независимо от назначенного срока впервые осужденные или привлеченные по 27 статьям Уголовного кодекса, связанным именно с предпринимательством.

Это была не самая большая амнистия, но тем не менее кроме бизнесменов, вышли на свободу осужденные по целому списку “экономических” статей: за нарушение авторских прав, нарушение изобретательских и патентных прав, за мошенничество в сфере кредитования и предпринимательской деятельности, за незаконное предпринимательство, приобретение, хранение, сбыт немаркированных товаров и продукции, незаконную банковскую деятельность, незаконное создание юрлица и незаконное использование документов для образования юрлица. В итоге за ворота колоний вышли более 780 граждан.

В 2001 году была “детско-женская” амнистия. Тогда свободу получили несовершеннолетние и женщины. Она оказалась немаленькой и, по тогдашним отчетам тюремного ведомства, коснулась 9 процентов от общего числа заключенных. В цифрах это 10 тысяч несовершеннолетних и 14 тысяч женщин.

Так уж сложилось в нашей стране, что самыми известными амнистиями в новейшей истории России оказались амнистии в честь празднования дня Победы.

В связи с 55-летием Победы Госдума в 2000 году амнистировала впервые осужденных на срок до трех лет включительно и тех, кто принимал участие в боевых действиях по защите Отечества, или служивших в армии, награжденных орденами или медалями СССР или РФ. Освободили также женщин с детьми, детей-инвалидов, беременных и пенсионеров. Оказалось, что на волю вышли почти 877 тысяч. Правда, из колоний отпустили около 190 тысяч, а остальных амнистировали на стадии прекращения расследований.

А по “победной” амнистии в связи с 60-летием Победы вышло чуть больше 200 человек. В 2010 году Дума объявила амнистию к 65-летию Победы. В списки прощенных попали ветераны. Отдельной строкой были названы жители блокадного Ленинграда и труженики тыла. Кроме того, согласно правилам амнистии, были прекращены уголовные дела в отношении узников концлагерей, независимо от того, на какой стадии расследования они находились. Учитывая, что ветеранов осталось мало, понятны цифры попавших под эту амнистию. Это официально 250 человек.

Интересные амнистии были в 2006 году. Одна касалась граждан, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территории субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа. Под амнистию попали воевавшие с обеих сторон – боевики и федералы. Сдались и были прощены 546 человек.

Вторая же амнистия в 2006 году была объявлена в связи со 100-летием учреждения Государственной думы в России. Здесь счет прощенным шел на тысячи. Потому как под нее попали те, кому дали срок до пяти лет и кому на тот момент не исполнилось 18 лет. А еще женщины беременные и с детьми и все пожилые обоего пола. Из осужденных таких набралось две с половиной тысячи, а тех, кто был под следствием и судом, – еще десять тысяч.

Мало кто помнит, но была еще амнистия в 2003 году в связи с принятием Конституции Чеченской Республики. Она распространялась как на участников незаконных вооруженных формирований, так и на участников контртеррористических операций. И здесь было редкое исключение из, если так можно выразиться, “правил амнистии”, когда прощают, но не тяжкие преступления.

На этот раз амнистия коснулась, “совершивших общественно опасные деяния в период с 12 декабря 1993 года до дня вступления в силу постановления об объявлении амнистии, которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику до 00.00 часов 1 сентября 2003 года”. Государство простило тогда 171 боевика и 226 военных и милиционеров.

Комментарии

Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству:

– Возможная амнистия в связи с 20-летием Конституции Российской Федерации, несомненно, важна для тех, кто уважает эту дату, поскольку Конституция способствовала стабилизации российского государственного строя, создала условия для успешного развития нашей государственности. И ее важнейший аспект, ее центральная глава, можно сказать, это глава вторая, которая касается соблюдения прав и свобод человека. Поэтому амнистия, в этой связи, несомненно, важна.

Амнистия может затронуть достаточно широкий круг лиц, которые совершили преступления не тяжкие, может быть, средней тяжести. И будет совершенно оправданно, что в этой ситуации государство проявляет милосердие. Вместе с тем, я полагаю, что те лица, которые совершили тяжкие преступления против жизни и здоровья людей, а тем более против несовершеннолетних, вряд ли могут встретить сострадание и понимание в обществе.

Вячеслав Тимченко, первый заместитель руководителя фракции “Единая Россия”:
 
– Это будет одна из самых масштабных амнистий в новейшей истории России. Тем самым государство продемонстрирует не только свою гуманность, но и силу. По сути дела, оно гарантирует, что ситуация ни при каких обстоятельствах не выйдет из-под контроля. Из истории мы знаем, что случилось “холодным летом” 1953 года. Сегодня это исключено. Думаю, будет совершенно правильно, если под амнистию попадут люди, совершившие преступления небольшой и средней тяжести. То есть те, кто не представляет опасности для общества.

Михаил Емельянов, первый замруководителя фракции “Справедливая Россия”:

– Амнистия, безусловно, нужна, и ее в обществе ждут. Хотя бы потому, что слишком много в России заключенных. Прежде всего таких, кто был осужден за незначительные преступления. А если учесть, что далеко не всегда в наших судах выносится справедливый приговор, амнистия становится особенно актуальной. Однако мы убеждены, что амнистия не должна коснуться осужденных за преступления, где есть насилие и агрессия. В противном случае мы можем столкнуться с резким ухудшением криминогенной ситуации. Мы категорически против того, чтобы на свободу вышли убийцы, грабители, разбойники, рецидивисты. И молодой возраст таких преступников в данном случае не может быть ни оправданием, ни основанием для амнистии.

Подготовили Владимир Богданов и Владимир Баршев, Российская газета