«Оружие не менее опасно, чем машина. Его владельцев нужно обучать, как и водителей»



МВД собирается упорядочить доступ граждан к оружию самообороны. Скоро каждый желающий купить оружие травматического действия должен будет пройти обучение и сдать экзамены, как это делают автовладельцы для получения прав. Кроме того, это оружие будет подвергаться обязательному отстрелу в МВД. О необходимости таких нововведений корреспонденту «Газеты» Марине Юршиной рассказал первый заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник милиции Александр Чекалин.

– МВД планирует упорядочить схему приобретения гражданами оружия для самообороны. Зачем нужны новые правила?

К сожалению, сейчас возникает много проблем с использованием оружия самообороны – и очень часто с трагическим исходом. Сейчас на руках у граждан хранится более 5,6 млн единиц оружия, ежегодно еще около 700 тысяч граждан обращается для получения лицензий и разрешений на приобретение оружия.
При этом к оружию, можно сказать, сложилось довольно халатное отношение: каждый год около 4 тысяч стволов утрачивается гражданами, а более 2 тысяч единиц – похищается для совершения тяжких преступлений. За год мы выявляем около 400 тысяч нарушений правил оборота оружия.
Виновные за такое беспечное отношение привлекаются к административному наказанию. Например, когда нетрезвый владелец оружия размахивает пистолетом перед женой или соседями или когда оружие попадает в руки подростков. Если оружие приобретается без лицензии, хранится и используется без разрешения, то виновные привлекаются к уголовной ответственности: таких в 2007 году было более 11 тысяч.

Сейчас появились новые модели оружия самообороны – электрошоковое, газово-травматическое и др. И интерес граждан к нему возрос. К сожалению, одновременно мы регистрируем многочисленные случаи неправомерного его использования: для совершения разбоев и нападений, из хулиганских побуждений, по неосторожности или в результате небрежного хранения. Хотя это оружие и пониженного летального действия, за последние два года из него убито более 20 человек.

По моему глубокому убеждению, трагические последствия неосторожного обращения с оружием во многом связаны с отсутствием обязательной, четко построенной системы подготовки граждан. Часто в жилых помещениях оружие легко доступно, его могут найти дети или похитить злоумышленники. Многие возят оружие в машинах и оставляют его без присмотра, то есть нарушаются условия хранения.
Человек должен получить знания законодательства в этой области, понимать меру своей ответственности, знать травматические возможности оружия, правила хранения, чтобы не пострадали близкие люди и он сам. МВД планирует в этом году обратиться в правительство с предложением о подготовке соответствующего законопроекта.

– Будет ли это похоже, например, на систему выдачи водительских прав? Кто будет принимать экзамен, а кто – обучать стрельбе?

Да, мы планируем создать схожую систему. Оружие – не менее опасная вещь, чем автомобиль, особенно когда оно попадает в руки к человеку без подготовки.
При этом МВД России не собирается замыкать систему обучения на себе. Сегодня ряд негосударственных образовательных учреждений уже осуществляет обучение, причем не только граждан, но и работников организаций, использующих оружие. Подготовительной работой занимается и ряд спортивных стрелковых организаций, руководители которых готовы сотрудничать с нами по обучению граждан безопасному обращению с оружием.

– Собирается ли МВД проводить обязательный отстрел выдаваемого оружия самообороны травматического действия?

По закону любое нарезное оружие должно быть отстреляно и данные должны храниться в пулегильзотеке. Наличие таких идентифицирующих признаков позволяет правоохранительным органам эффективно и оперативно раскрывать многие преступления с использованием оружия.
Мы рассматриваем правовую и техническую возможности обязательного отстрела травматического оружия. Сейчас подбирается технология этого процесса. Травматическое оружие тоже можно идентифицировать, оно имеет свои конструктивные особенности. Есть новые разработки – например, когда гильза, если проще сказать, сама себя метит при выстреле.
Конечно, правоохранителям бы хотелось, чтобы каждая единица оружия была зафиксирована по индивидуальным признакам. Но есть и другой аспект вопроса. Такие технические решения, возможно, приведут к удорожанию оружия самообороны. Оружие для граждан не должно стоить недосягаемо дорого.

– Известно множество случаев, когда преступники переделывали газовое и травматическое оружие под огнестрельное. Какие меры принимает в связи с этим МВД?

Наши оружейники раньше выпускали гражданское оружие по образцу боевого, например пистолета Макарова. Переделать его было достаточно легко. Импортные же производители изготавливают ствол оружия самообороны из легких сплавов металлов. Если в такой ствол вставить боевой патрон и произвести выстрел, то пистолет просто рассыплется в руках на части.
Сейчас в России тоже применяется так называемый мягкий ствол. Мы отслеживаем соблюдение ограничений, которые должны предусматриваться еще на заводе, на стадии изготовления оружия. МВД России внесло соответствующие предложения, исключающие техническую возможность замены частей и деталей в сигнальном, газовом и травматическом гражданском оружии для боевой стрельбы.
Переделка трактуется как незаконное изготовление огнестрельного оружия и влечет уголовную ответственность.
Все эти меры существенно снизили интерес граждан к подобным экспериментам. Однако, к сожалению, до сих пор совершается довольно большое количество преступлений с применением переделанного газового и травматического оружия. В 2007 году органами внутренних дел было изъято около 2,6 тысячи переделанного и самодельного оружия.

– Нужно ли установить жесткие энергетические параметры для травматического оружия?

По оценке экспертов, травматическое оружие с энергетикой до 50 джоулей достаточно эффективно весной, летом и осенью, когда граждане ходят в легкой одежде. Наличие зимней одежды делает применение травматического оружия менее действенным.
На основе соответствующих методик в 2007 году Федеральным медико-биологическим агентством Минздравсоцразвития России совместно с МВД России, органами по стандартизации и производителями оружия выработана методика испытаний для определения норм воздействия на человека поражающих факторов гражданского оружия самообороны с возможностью стрельбы патронами травматического действия.
Критерии здесь прежде всего медицинские. Допустимая энергетика каждого комплекса «оружие – травматический патрон» вторична, это не абсолютный показатель эффективности оружия. Существенное значение имеет методика применения такого оружия, основанная на полученных при обучении навыках его использования. То есть мы снова возвращаемся к вопросу о специальной подготовке граждан. Хочу отметить, что и сам вид оружия, сама его демонстрация зачастую останавливают хулиганов или грабителей.

– Достаточно ли для обеспечения личной безопасности граждан тех видов оружия, которые разрешены в России? Давно обсуждается возможность дать гражданам право на приобретение и ношение короткоствольного огнестрельного оружия. Стоит ли это делать?

Насыщать рынок безумным количеством оружия, я считаю, нет необходимости. Того количества видов оружия, которое предлагается сейчас, уже вполне достаточно.
В газовом оружии производитель использует весь допустимый спектр слезоточивых и раздражающих веществ в различных сочетаниях компонентов. Электрошоковое оружие обладает возможностью поражения цели на расстоянии с использованием стреляющих картриджей. Эффективно оружие самообороны с возможностью стрельбы травматическими патронами. Газовые пистолеты и револьверы, бесствольное огнестрельное оружие обладают непосредственно поражающими злоумышленника элементами, а также световым и шумовым эффектами, которые необходимы, чтобы остановить агрессию.
Но личная безопасность граждан зависит не только от эффективности выбранного оружия самообороны. Решающее значение имеют знание особенностей применения конкретной модели, практические навыки обращения с ней, готовность самого гражданина, в том числе правовая, правильно действовать в экстремальных случаях, умение психологически переломить ситуацию в свою пользу.

Что касается короткоствольного огнестрельного оружия, то давайте посмотрим, как к этому относятся за рубежом. Например, в Японии оно совсем не предусмотрено, наверное, по причине слишком высокой плотности населения и его правопослушности. Поэтому огнестрельным оружием там вправе владеть только должностные лица. Германия давно провозгласила право на ношение гражданами оружия самообороны, но оно выдается только в том случае, если заявитель докажет, что он подвергается опасности, которую не в состоянии преодолеть полиция.

В 1992 году по делам службы я ездил в Германию, в поездке нас сопровождали местные полицейские и разговор зашел об оружии. На мой вопрос, сколько выдается разрешений на ношение оружия, они ответили, что за год выдали только три на всю страну. То есть всего три человека доказали, что они подвергаются реальной опасности. В остальных случаях полиция принимает обращения к сведению и своими силами обеспечивает безопасность заявителя.
Я спросил, кому же все-таки дали разрешение? Оказалось, людям, при защите которых применение полицейских методов оказалось бы нерентабельным. Например, один из них, владелец фуры, перевозил сотовые телефоны по территориям Германии, Франции и Италии. Существовала угроза нападения на его дорогостоящий груз, но приставлять к нему вооруженную охрану полиции было бы не только затратно, но и недипломатично, имея в виду его пребывание в трех государствах. Два других случая были аналогичными. И что в итоге? В Германии практически к нулю сведены случаи совершения преступлений с применением оружия самообороны.

В США ситуация обратная. Официально зарегистрировано около 230 млн единиц огнестрельного оружия, что составляет около половины всего разрешенного оборота огнестрельного оружия в мире. Владельцами такого оружия является каждая третья американская семья. При этом 28% преступлений в США совершается с применением оружия, включая 25 тысяч убийств в год. Уже стали практически регулярными расстрелы граждан. Только недавно было три случая стрельбы в школах и супермаркетах.

Надо ли нам такое? Думаю, нет. Сейчас в России эти показатели в 40 раз меньше и удерживается постоянная тенденция к снижению числа таких преступлений. Поэтому я полагаю, что использование гражданами короткоствольного оружия для самообороны вредоносно. Если говорить образно, разрешить его для самообороны – все равно, что тушить огонь бензином.

 Марина Юршина, "Газета"