- 01.07.2014
Оседлали лето
Наступление лета сделало востребованными самые необычные и самые красивые полицейские подразделения – конные. В России пока такая кавалерия – экзотика, но с каждым годом ее количество растет. Но вскоре присутствие конных подразделений станет обязательным в штатном расписании каждого городского УВД, так же, как, например, и наличие кинологической службы. Уже издано специальное наставление по организации деятельности кавалерийских подразделений органов внутренних дел и внутренних войск.
Этот, казалось бы, сугубо ведомственный документ буквально изменил не только качество, но и внешний облик российской полиции. То, что до сих пор было всего лишь экзотикой, – полицейский в седле, – становится обыденным явлением. Приказ на федеральном уровне регламентирует деятельность кавалерийских подразделений в России. Кстати, от конных стражей порядка не отказывалось еще ни одно государство. А там, где их не было, старались срочно подготовить. Эксперты утверждают, что по эффективности один конный полицейский равен десятку пеших.
Этим летом появился конный полицейский патруль и в Туле. В Центральном парке культуры и отдыха уже прошел – красиво! – первый развод конной группы на охрану общественного порядка. Как заверили корреспондента “Российской газеты” в пресс-службе тульской полиции, подразделение будет расширено. Для конницы здесь – раздолье.
Всего по России в МВД под седлом примерно восемь сотен лошадей. Больше всего – в Центральном и Приволжском федеральных округах. Кроме того, кавалеристы патрулируют курорты Краснодарского и Ставропольского краев.
Приступили к формированию конных подразделений и в других субъектах. Кавалерийские полки набираются в Московской и Ленинградской областях.
Более того, появилась своя конница на русском Севере и Урале. Там уже есть интересный опыт: лошадей арендуют в юношеских конноспортивных центрах. В Туле – то же: во внеслужебное время полицейские лошади содержатся в конюшне конно-спортивного центра “Конкур”. Они прошли, так сказать, специальную подготовку, их научили не бояться оптических и звуковых раздражителей, а при испуге сдерживать инстинкты к бегу, делать такие порывы контролируемыми. В общем, лошади уже привыкли к городской среде и не боятся большого числа людей и автомобилей.
Самая многочисленная полицейская кавалерия – в Москве. Причем не только в России, но и в Европе. Московский кавалерийский оперативный полк – самый многочисленный. Здесь служат около 800 сотрудников, из них – 400 всадников, для которых подготовлены свыше 250 лошадей. Основные породы лошадей в полку – орловский рысак, тракенненская, ганноверская и буденновская. Причем орловский рысак – уникальная порода, не имеющая аналогов в мире, национальное достояние и символ России. Эти лошади – настоящие “боевые машины”. Генетики утверждают, что когда-то их появление в русской армии произвело фурор во всем мире. Да, они не очень подходят для спортивных скачек, не для этого выводил их знаменитый граф Орлов. Однако все прочие элитные скакуны со своими тонкими ножками просто не выдержат тех многочасовых, а то и суточных нагрузок службы на асфальте, “рваного” ритма передвижений, непредсказуемого общения с разбушевавшейся толпой, стрельбы или разрывов петард.
Чтобы поступить на службу в полицию, лошади придется выдержать серьезный экзамен. Первые тридцать дней кони-новобранцы проводят в карантине: так требуют санитарные нормы, а затем начинается их обучение. Года три-четыре они осваивают нелегкую службу под седлом. А полицейские, в свою очередь, изучают их характер, чтобы понять, где наиболее рационально – и безопасно для жителей города – использовать своих четвероногих коллег. И только после такой “полицейской академии” они приступают к патрулированию.
Кавалерийские базы московской полиции расположены в основном в близи лесопарков. Таких, как Крылатское, Всероссийский выставочный центр, Лосиный остров, Измайлово, Кузьминки, Царицыно, Коломенское, Битца. Вообще же конные патрули охраняют 20 лесопарковых зон в 10 округах столицы. Их задача – профилактика лесных пожаров и недопущение разжигания костров, охрана отдыхающих от хулиганов и грабителей, оказание людям любой экстренной помощи. Летом, как правило, за одни только выходные, когда народ наиболее активно отдыхает, полицейские конники локализуют 20 – 30 костров, около полусотни мангалов, доставляют в отделения полтора-два десятка нарушителей. В Москве в год конные патрули задерживают около 15 тысяч нарушителей и 5 тысяч преступников.
Что важно, само появление кавалериста уже действует отрезвляюще на правонарушителей, например, на разбушевавшихся футбольных фанатов.
Любопытно, что около трети кавалеристов – девушки. Тренированная наездница на скаку умеет пристегнуть к стремени наручниками убегающего преступника, если надо – достать его резиновой палкой. Но в одиночку кавалеристы не работают, только парным патрулем. С девушкой всегда напарник – мужчина, вооруженный пистолетом.
Михаил Фалалеев, Российская газета