Оставят в пролете



Представители тюремного ведомства поддерживают идею ввести уголовную ответственность с 12 лет, но с одной важной оговоркой – наказания тоже должны быть детскими.

27 марта об этом зашла речь на заседании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний. Представители тюремного ведомства особо подчеркнули, что пока выражают свою частную точку зрения. По их словам, само по себе снижение возрастной планки ничего плохого не несет, все зависит от того, как наказывать малолетних негодников. Точнее, уже не негодников, а самых настоящих преступников.

Уже можно сказать, чего точно нельзя с ними делать – сажать в тюрьму. Даже самая гуманная тюрьма не выход. Нужны иные виды наказания, подходящие для подростка. Речь идет об альтернативе даже не казенному дому, а крепкому отцовскому ремню.

– Понижение возраста уголовной ответственности может сыграть даже положительную роль, – сказал один из выступавших. – Что сегодня делают с малолетними нарушителями, не достигшими возраста уголовной ответственности? В худшем случае их отправляют в спецшколы, где они также сидят за забором, в изоляции. Де-юре это не тюрьма, но по духу очень на нее похоже.

В качестве примера эксперты вспомнили Швейцарию, где уголовная ответственность и вовсе наступает с 10 лет. Но суд и приговор не означают тюрьму. Для детей разработана собственная шкала наказаний. Скажем, подростка могут заставить трудиться на благо общества, работа посильная – там подмести, там помыть полы, и никаких компьютерных игр. Задача таких наказаний – вложить в голову малолетки разумное, доброе, вечное, пока не поздно. Надо оторвать его от плохих компаний и дурного влияния.

У нас же сегодня общество и государство по сути мало что могут сделать с подростком, если семья и школа разводят руками. Вообще не все семьи одинаково полезны, от некоторых ребенка надо спасать. Но это к слову. Если подвести 12-летних подростков под Уголовный кодекс, то и санкции нужно предусмотреть особые – специально для детей.

А начальник управления охраны и конвоирования ФСИН РФ Михаил Буц сообщил, что ведомство откажется от громоздких ограждений исправительных учреждений и оснастит ограждения нового типа современными техническими средствами.

– Поменяются облик и содержание запретных зон учреждений, – сказал Михаил Буц. – Вместо большого набора разномастных ограждений будут устроены два ограждения – основное и предупредительное, качественно отличающиеся от предыдущих как по высоте, так и по материалам.

Основное ограждение будет изготавливаться из монолитного железобетона высотой не менее шести метров. Предупредительное ограждение предусматривается высотой не менее 5,5 метра, оно будет состоять из оцинкованной металлической плетеной сетки с колючей лентой по верхнему срезу. А весь периметр возьмут под прицел видеокамеры и датчики. По словам Михаила Буца, запретная зона будет перекрыта тремя непрерывными рубежами обнаружения и оснащена различными датчиками. Часовых на вышках не будет. Вместо них в караульных помещениях заступят на дежурство тревожные группы. Также ведомство внесет коррективы в свои нормативные документы, регламентирующие действия охраны. Причиной тому – последний побег, когда арестант впервые улетел из колонии на вертолете. Осужденного поймали, но вопросы остались. Что делать охране в подобных случаях? Над этим будут думать эксперты тюремного ведомства.

Владислав Куликов, "Российская газета" – Столичный выпуск №5740