Отпустить по договору



Участников "круглого стола", состоявшегося 3 апреля в Госдуме, конечно же, впечатлили цифры, представленные в Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Министерством внутренних дел России, – в прошлом году было объявлено в розыск 17 898 несовершеннолетних, 5147 из них совсем еще малыши.

Нашлись пока только 16 337. 52 ребенка стали жертвами преступлений. Но это данные только за год. Всего же, по данным ведомства, с учетом пропавших за последние пятнадцать лет, в розыске остается 1448 несовершеннолетних и 505 малолетних детей.

Далеко не все эти случаи, зафиксированные печальной статистикой, попали на страницы газет и в телевыпуски новостей. Между тем, как убежден член профильного комитета Владимир Васильев, каждая такая история с пропажей детей должна считаться чрезвычайной ситуацией. Пока же происходит примерно так – в отдел полиции поступает заявление о пропаже ребенка, а в ответ – заверения, что поиски обязательно начнутся через три дня. Таково общее правило. Хотя, как заметил Васильев, самыми эффективными для поиска являются первые три часа.

Оперативному розыску помогает возбуждение уголовного дела при пропаже ребенка. В этом случае суд быстрее дает разрешение на предоставление оператором мобильной связи информации, которая может помочь в поисках. Кстати, такая практика станет постоянной. Как сообщил на "круглом столе" старший помощник главы Следственного комитета Игорь Комиссаров, Александр Бастрыкин уже дал указание своим сотрудникам "незамедлительно возбуждать уголовные дела при пропаже несовершеннолетних при наличии фактических данных о совершении преступления".

Но если таких признаков нет, оперативникам по-прежнему придется ждать решения суда, чтобы узнать, откуда звонил заблудившийся ребенок, чтобы отправиться за ним. Сведений не дадут даже родственникам. Поэтому на заседании "круглого стола" прозвучало предложение – специально оговорить в законе об оперативно-разыскной деятельности, что в таких случаях "снятие информации с технических каналов связи, в том числе с сотового телефона, не требует судебного решения". Если это предложение будет реализовано, органы внутренних дел обещают обеспечить его "неукоснительное исполнение".

Член Совета Федерации Александр Чекалин высказался за то, чтобы родители детей, склонных к бродяжничеству, добровольно шли на их геномную и дактилоскопическую регистрацию, что позволит сделать поиск беглецов более эффективным. Он также предложил обязать СМИ немедленно сообщать об исчезновении несовершеннолетних. Спикер Московской гордумы Владимир Платонов полагает, что государство должно создавать максимально благоприятные условия для деятельности волонтеров, которые должны быть организационно объединены. Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействии коррупции Ирина Яровая предложила больше внимание уделить профилактической работе – сформировать единый банк данных детей и семей, которые находятся в сложной жизненной ситуации. И внести поправки в Закон "Об образовании", которые предусматривали бы заключение договора между школой или детским садом и родителями, где было бы сказано, кто имеет право забирать ребенка из образовательного учреждения. Эти вопросы, по мнению Яровой, должны "являться предметом соглашения, а не отдаваться на усмотрение той или иной стороны". Там же должна определяться и "безусловная ответственность сторон".

Тамара Шкель, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5746