- 18.11.2009
Отсчет сидящих
Сегодня тюремное ведомство заканчивает перепись арестантов. Многие граждане начальники в течение недели ходили с ручкой и блокнотом по камерам и баракам, беря на карандаш осужденных.
Итогом переписи должен стать портрет среднего арестанта: сколько ему лет, откуда вышел, во что верит, кого любит. Точнее, таких портретов будет несколько, ведь невозможно втиснуть почти 900 тысяч тюремного населения в один типаж. Понятно, что в тюрьме и так каждый человек на учете и данные на него есть в пухлом досье, часто – не одном. Однако перепись – прежде всего социологический проект, она нужна, чтобы решать конкретные задачи борьбы с преступностью, реформы уголовно-исполнительной системы, развития законодательства.
Особенно важны результаты исследования в следственных изоляторах. Сегодня много говорится о том, что правоохранительные органы нередко злоупотребляют своим правом требовать ареста обвиняемых, а суды часто идут на поводу у них. Теперь тюремные исследователи подтвердят или опровергнут эти рассуждения с научной точки зрения. Из переписных листов будет видно, сколько времени подозреваемые и обвиняемые находятся под стражей, насколько интенсивно проводятся с ними следственные действия. Например, если окажется, что человек сидит в СИЗО полгода и больше, а его за это время ни разу даже не вызвали на допрос, появится повод задуматься: а для чего, собственно, его арестовали? Может, чтобы лишний раз надавить на подозреваемого? За решеткой многие становятся сговорчивее, причем не только преступники, но даже невиновные могут оговорить себя, лишь бы быстрей закончился кошмар.
Кстати, так совпало, что недавно пленум Верховного суда принял два важных постановления, призванных смягчить судебную практику.
Один документ касается применения арестов, второй – назначения наказаний. Людям в мантиях предписано в том числе строже следить за сроками содержания подследственных под стражей и продлевать "прописку" в СИЗО только при веских основаниях. В этом свете анализ, проведенный тюремщиками, будет особенно актуальным.
Поможет перепись и для реформы мест не столь отдаленных. Ученые смогут точно ответить, сколько колоний нового типа необходимо обустроить, сколько тюрем понадобится. Для исследования в казенных домах были созданы специальные комиссии, которые включают счетчиков, контролеров и сотрудников, ответственных за ввод информации переписи в базу данных в электронном виде. Для переписи во все колонии и СИЗО были направлены анкеты. В них более восьмидесяти вопросов. Основную часть анкет заполняли члены комиссии, сведения брались из личных дел осужденных и арестованных. Однако на некоторые вопросы арестанты отвечали лично.
Также перепись ответит на чисто социальные вопросы. Надо уточнить, что перепись не была поголовной. Переписные листы в колониях и СИЗО заполнены на каждого десятого мужчину и на каждую вторую женщину. А вот несовершеннолетние арестанты и "пожизненники", а также сидельцы тюрем были переписаны все до единого. Для полноты картины, необходимой для предстоящей реформы тюремной системы, было бы желательно сделать полную перепись всех арестантов, но такая процедура дорога и выбран более щадящий для казны вариант.
Тюремные ученые предлагают в будущем провести подобные исследования во всех местах заключения. Сегодня держать человека под замком могут несколько ведомств: ФСБ, МВД, минобороны и Федеральная служба исполнения наказаний. Вспомнить всех, кто сидит, поименно – необходимая задача, причем не только с чисто научной точки зрения. Практикам из правоохранительных органов такое исследование позволит улучшить тактику борьбы с преступностью, а правозащитникам даст немалую пищу для размышлений.
Вячеслав Селиверстов, начальник НИИ ФСИН России, доктор юридических наук:
– Нельзя сказать, что проведение специальных переписей является исключительно нашим национальным опытом: специальная перепись осужденных была проведена в 1991 году в Великобритании, проводились переписи и в США.
Конечно, для принятия квалифицированных политических, законодательных и управленческих решений необходима достоверная информация, которую предоставляет специальная перепись. Она также нужна для системы исполнения альтернативных лишению свободы видов наказаний, иных мер уголовно-правового характера – условное осуждение, применение принудительных мер медицинского и воспитательного характера, конфискация имущества. Перепись должна касаться подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся не только в следственных изоляторах, но и на гауптвахтах, в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности, отбывающих наказание в дисциплинарных воинских частях. Иначе говоря, специальная перепись должна стать межведомственным мероприятием, проводимым в интересах определения тактики и стратегии борьбы с преступностью.
Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5041 (217) от 18 ноября 2009 г.