- 14.05.2014
Охрану порядка на улицах доверят избираемым народом «шерифам»
Поддерживать общественный порядок и охранять покой граждан должна не полиция, а муниципальная милиция, считают депутаты Госдумы от «Справедливой России». А ее начальство — избираться гражданами, как это делается, например в США, где начальников окружной полиции — шерифов — избирают. По мнению «эсеров», передача охраны порядка местному самоуправлению сделает улицы российских городов более безопасными, повысит подотчетность органов правопорядка и уровень доверия к ним со стороны населения. Проект закона о создании муниципальной милиции подготовили Сергей Миронов, Татьяна Москалькова и Михаил Емельянов.
В пояснительной записке к документу его авторы отмечают, что реформа правоохранительных органов, проведенная в 2011 году и создавшая вертикальную структуру полиции, привела к монополизации ею охраны общественного порядка. Это снизило степень ответственности блюстителей закона перед населением за состояние общественного порядка и общественной безопасности на соответствующих территориях. Поэтому депутаты считают необходимым передоверить поддержание общественного порядка на местах новому правоохранительному органу — муниципальной милиции. Тем более что создание муниципальных органов правопорядка предусмотрено Конституцией.
— Мы ведем речь не столько о децентрализации современной полиции, сколько о демонополизации правоохранительной функции, а применительно к возможностям ее реализации органами местного самоуправления — функции охраны общественного порядка, — подчеркивает Татьяна Москалькова.
По ее словам, муниципальная милиция должна быть самостоятельным органом на уровне муниципального района и города, который непосредственно подчиняется главе муниципального образования. Она не должна входить в структуру местной администрации, что «обеспечит должную независимость муниципальной милиции в вопросах охраны общественного порядка и уменьшит риск субъективизма в руководстве ею».
— Принципиальным моментом является установление избираемости начальника милиции муниципального образования и участковых уполномоченных милиции соответственно населением муниципального округа и жителями административных участков, — отмечает депутат. — Проблем с финансированием муниципальной милиции не должно возникнуть. Все финансовые ресурсы, которые сейчас тратятся на содержание подразделений полиции, выполняющих функции будущей муниципальной милиции, должны быть переданы в местный бюджет.
Москалькова указывает, что полицейские формирования, подчиненные и финансируемые органами местной власти, существуют практически во всех зарубежных странах, где признается право населения на осуществление в той или иной форме территориального самоуправления. Тем не менее в Москве, Петербурге, Севастополе, закрытых административно-территориальных образованиях и на транспорте «эсеры» предлагают охрану общественного порядка оставить за полицией. По оценкам «эсеров», общая численность муниципальной милиции на первом этапе составит 180–200 тыс. человек.
Согласно законопроекту, муниципальные милиционеры смогут требовать от граждан соблюдения общественного порядка, проверять документы, поддерживать порядок во время публичных и массовых мероприятий, проводить задержание правонарушителей и их конвоирование в полицейский участок, заниматься профилактикой правонарушений. Вместе с тем у муниципальной милиции не должно быть полномочий по осуществлению дознания, предварительного следствия, проведению оперативно-разыскных мероприятий, проверок предпринимательской деятельности, осуществлению экспертно-криминалистической деятельности, подчеркивается в документе.
Заместитель директора юридического института МГУиТУ им. К.Г. Разумовского Олег Попов считает, что создание муниципальной полиции не только повысит уровень доверия населения к правоохранителям, но и позитивно скажется на полицейской статистике.
— Правонарушения небольшой общественной опасности — уличная преступность, драки, особенно в сельской местности, мелкие хищения — пара мешков картошки, к примеру, — входят в общую статистику МВД. И мы получаем более 3 млн зарегистрированных преступлений в год. И 50% из них не раскрываются. И возникает вопрос: что делает полиция? Но эти мелкие правонарушения по плечу не маститым операм, а человеку на местном уровне, который знает население, который вышел из него, знает всю обстановку, особенно в сельской местности. Потому важно приблизить органы внутренних дел к народу, что и можно сделать, создав милицию на муниципальном уровне, — говорит правовед.
Зампред комитета ГД по безопасности Александр Хинштейн («Единая Россия») сомневается в целесообразности создания альтернативного полиции правоохранительного органа.
— Сегодня мы еле-еле создали систему единой вертикали, выведенную из-под влияния субъектов, и выращивать их обратно под это влияние, мне кажется, неразумно, — рассуждает парламентарий. — Создание муниципальной милиции сломает существующую сегодня конструкцию полицейской вертикали. Прошло ровно 3 года с момента создания системы полиции России, и, очевидно, что мы сегодня не готовы к тому, чтобы возвращаться, вставать на те же грабли, на которых стояли 15 лет тому назад.
Атаман Центрального казачьего войска Валерий Налимов считает, что функции муниципальной милиции могли бы выполнять казачьи организации.
— Я думаю, что это верное решение. Но могли бы сделать по-другому — назвать, например, «казачья стража» или просто вместе со службистами, МВД заключали бы соглашение или договоры о совместной деятельности, вместе с ними служили, — предлагает он.
Налимов уверен, что казаки охотно будут нести службу в муниципальной милиции.
— То, что они сегодня предлагают, — это тоже неплохо, это будет помощь народу, отечеству и нам, казакам, какой-то малый хлеб, хотя бы небольшие деньги будем получать за это, — считает он.
Сергей Подосёнов, Елена Климачёва, Известия