По решению Европейского суда кубанцу выплатят 2,7 тысячи евро



Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить 2,7 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда жителю станицы Кущевской Краснодарского края Александру Шаля, оправданному по делу об убийстве брата Сергея Цапка Николая. Это того самого Сергея Цапка, печально известного как главаря Кущевской группировки, которая в 2010 году хладнокровно убила 12 человек в доме фермера Аметова, в том числе двухмесячного ребенка.

Как постановил ЕСПЧ, в отношении Шаля был нарушен пункт 3 статьи 5 «Конвенции о защите прав человека», согласно которому каждый заключенный под стражу имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда.

Шаля был задержан в ноябре 2010 года по подозрению в убийстве, а через год ему также инкриминировали участие в организованном преступном сообществе. Десять раз суды продлевали срок содержания под стражей, пока летом 2013 года Краснодарский краевой суд не вынес ему оправдательный приговор. Верховный суд России оставил это решение в силе. Пока сам Шаля комментриев не дает, мы напомним о всех событиях, которые происходили до этого.

Александр Шаля предстал перед судом вместе с Вадимом Палкиным – сыном бывшего главы Кущевского района Валерия Палкина и еще одним жителем Кубани Дмитрием Девтеровым. Палкина обвиняли в создании банды, в которую вошли Шаля и Девтеров, в организации в 2002 году убийства главы Кущевского района Бориса Москвича и убийстве старшего брата Сергея Цапка. По версии следствия, организатором банды являлся Вадим Палкин. Мотивом убийства Москвича стала его победа на муниципальных выборах. Ранее этот пост занимал отец Палкина.

Как следует из материалов дела, Вадима Палкина совсем не устраивало, что пост главы занял не его отец, а Москвич. Поэтому в сентябре-октябре 2001 года Палкин создал банду, в которую вовлек своего родственника Дмитрия Девтерова, а через некоторое время и Александра Шаля. Палкин обещал членам своей банды золотые горы после того как его отец вновь займет в должность главы администрации.

Москвич был убит 31 января 2002 года. Раскрыть преступление следователям помог детектор лжи. Кроме того, в ночь на 31 мая 2002 года соучастники инсценировали покушение на убийство отца Вадима Палкина, дабы организовать ему пиар, когда он баллотировался на должность главы администрации района.

– Они взорвали во дворе домовладения отца Палкина гранату, чтобы поднять рейтинг избираемого и оказать психологическое давление на председателя избиркома, – рассказал нам источник в местных правоохранительных органах.

В конце октября 2002 года товарищи Вадима Палкина совершили покушение на члена банды «Цапковские» Вячеслава Рябцева и убили Николая Цапка — брата Сергея Цапка. Это убийство как раз и являлось мотивом преступления в доме Аметовых. В доме № 6 по улице Зеленой были обнаружены обгоревшие трупы 12 человек (семьи хозяина и его гостей) с колото-резаными ранениями. Как позже выяснилось, Сергей Цапок решил, что именно Аметов убил его брата и поэтому так страшно расправился с фермером и его близкими. Беспредельщики даже не пожалели грудного ребенка и его мать.

Убив Николая Цапка и совершив покушение на Рябцева, члены группировки, по мнению следствия, хотели самоутвердиться, так как, как говорится в материалах дела, «занимали более низкое место в иерархии преступных группировок Кущевки». Палкин был уверен, что члены «Цапковской» банды относились к нему неуважительно, требуя от него систематической выплаты денег.

В 2005 году группировка распалась в связи с отсутствием финансирования и назначением отца Палкина на должность главы администрации.

И хотя прокурор заявил, что вина подсудимых полностью доказана, защита посчитала, что никаких весомых доказательств следствием не собрано, прямых улик, свидетельствующих о причастности Палкина к убийствам, нет. По мнению адвокатов, у Палкина не было никаких мотивов для совершения преступлений, в которых его обвиняют. Поэтому защита попросила коллегию присяжных заседателей полностью оправдать Палкина и остальных подсудимых. Оправдательный приговор Краснодарский краевой суд вынес в июне 2013 года.

После этого защитники Шали и подали в европейский суд жалобу, которая касалась «чрезмерной длительности содержания заявителя под стражей до суда». Кстати, из документов следует, что Шаля просил выплатить ему 522 тысячи евро в качестве компенсации за моральный и материальный вред, однако суд отклонил это требование.

«Суд не усматривает какой-либо причинно-следственной связи между установленным нарушением и предполагаемым материальным ущербом; поэтому он отклоняет это требование. С другой стороны, он присуждает заявителю 2,7 тысячи евро в качестве компенсации морального ущерба», – говорится в решении суда.

Валерия Экомасова, Свободная пресса