- 21.09.2018
Почему подростки сбегают из дома, а родители винят во всем интернет
В родительском школьном чате появилось неожиданное и страшное сообщение: “Пропал ребенок!” 12-летняя ученица нашей школы ушла утром из дома, и вот уже сутки о ней нет известий. Родители в панике начинают настраивать GPS на мобильных и “умных” часах своих детей и расписывать, кто будет отводить и забирать ребенка из школы. Девочка, к счастью, на следующий день нашлась. Но родители не успокоились. Неужели в нашей школе играют в “Исчезни на 24 часа”, настороженно спрашивают они друг друга.
Об этой так называемой игре в России заговорили в начале 2017 года – в Ростовской области пропал подросток, ушел из дома и перестал отвечать на звонки. Спустя сутки мальчик вернулся, а СМИ и соцсети поспешили найти “виновного” – новую опасную интернет-забаву. Суть модернизированных “пряток” проста – уйти из дома и спрятаться от родителей и друзей минимум на 24 часа. Чем дольше будут искать, тем лучше. Успешно прошедший испытание, передает эстафету другому. Тогда же нашли и источник – популярный на Западе “24 часа челлендж”, который изначально был придуман совсем не для детей, а для взрослых, желающих испытать острые ощущения. По тем правилам человек должен был остаться на ночь в каком-нибудь запрещенном месте, например, в торговом центре, снять свои приключения на видео и разместить ролик в Интернете.
Действительно ли в соцсетях подростков агитируют сыграть в эту опасную игру или это взрослые пытаются найти простое объяснение тому, что их ребенок сбежал? Об этом стоит задуматься хотя бы потому, что в поисковом отряде “Лиза-алерт”, например, не верят во всемогущую силу онлайн-челленджей. Те, кого они ищут, обычно сбегают совсем по другим причинам. И главная из них – обстановка в доме. Именно с просьбой найти “бегунка” (так называют сбежавших детей) родители чаще всего обращаются к поисковикам. И если раньше убегали подростки 13-15 лет, то сегодня все чаще ищут детей 7-10 лет.Дело осложняется тем, что ребята плохо представляют себе, что их ждет на улице. Далеко не у всех есть четкий план, куда пойти, где переночевать и раздобыть еду. И что может случиться с ребенком в этот момент, предугадать не берется никто. Но в силах взрослых попробовать не допустить этой опасной игры в прятки.
Компетентно
Елена Филиппова, заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета, профессор:
– Когда ребенок сбегает из дома или совершает какой-то необдуманный поступок, у этого всегда есть несколько причин, которые вдруг сошлись в одной точке. Одной из них может оказаться интернет – в виртуальном пространстве ребенок может попасть под чужое опасное и вполне профессиональное влияние. Но на одного подростка это подействует, а на другого нет. Есть ли у него поддержка в семье, может ли он обратиться к близкому человеку за советом и помощью, чувствует ли он себя одиноким или у него рядом есть близкие люди.
Подростки часто решаются на необдуманный шаг вовсе не потому, что кто-то на них воздействует извне, а потому, что они чувствуют себя ненужными. Такое часто случается и во вполне благополучных семьях. Знаете, какой самый большой страх любого ребенка? Лишиться родительской любви. И уход из дома – это, возможно, попытка обратить на себя внимание родителей, доказать себе, что он нужен. Чем старше становится ребенок, тем сильнее его стремление к самостоятельности и сепарации. Но одновременно он стремится к сближению.
Современным детям вообще очень непросто. Разрушаются многие, в том числе и семейные традиции, нарушаются связи между поколениями, и границы семьи как бы размываются. Общество вообще стало более текучим, взрослые легко меняют работу и переезжают с места на место. Это приводит к тому, что дети не чувствуют своих корней и теряют почву под ногами. Особенно остро это переживают подростки, которые в своем микроокружении, прежде всего в семье, недополучают так необходимой ему поддержки. А если добавить к этому психологическую травму, последствия могут быть предсказуемыми. Травмировать может что угодно – переезд, развод, второй брак, рождение еще одного ребенка. Или, например, нарушенная коммуникация с родителями. Когда родители контролируют и интерпретируют каждый шаг ребенка или предъявляют к нему слишком завышенные требования. Помню, как один мальчик на консультации признался, что он мечтает о том, чтобы мама подошла и просто его обняла. Не за хорошие оценки или победу на соревнованиях, а просто так. Если у ребенка есть настоящая родительская поддержка, близкие друзья, с которыми можно поделиться глубокими личными переживаниями, ему легче противостоять рискам и испытаниям, которые может нести интернет.
Наталья Лебедева, Российская газета