- 24.11.2010
Полицейский евроремонт
Отделения милиции, а вскоре – полиции, приобретут в Москве новый облик. Предполагается, что они станут похожи на обычные офисы, а не эдакие "мини-тюрьмы", как сейчас.
По словам начальника управления информации и общественных связей ГУВД столицы полковника милиции Виктора Бирюкова, с таким предложением выступил Общественный совет ведомства.
Действительно, зачастую посещение милиции оставляет тягостное впечатление. Тут тебе и "обезьянник" для задержанных, и невычищенный туалет, и дежурный, отгороженный от посетителей стальной решеткой. Через узенькое окошечко, похожее на амбразуру, милиционер общается с посетителями и принимает от них заявления. Весь этот нерадостный "видеоряд" сопровождается специфическими запахами, а нередко и пьяными выкриками тех, кто в клетке.
Поневоле чувствуешь себя неуютно и много раз подумаешь, прежде чем вновь навестить это учреждение. Не потому ли люди обращаются в милицию только в самых крайних случаях, когда уже произошло что-то чрезвычайное и просто некуда деваться? А ведь если бы эмоциональная обстановка была другой, многие приходили бы сюда поделиться своими тревогами и опасениями, просто посоветоваться. Глядишь, значительное число преступлений, а значит – человеческих трагедий, можно было бы избежать, предотвратить. На профессиональном милицейском языке это называется профилактикой. Созданы же на многих предприятиях и даже в боевых подразделениях комнаты психологической разгрузки. Так почему бы и отделы внутренних дел не сделать такими же комфортными местами?
На Западе уже давно решили эту проблему. Там полицейские участки напоминают стандартный офис, типичный для любого муниципального чиновника. Отличие только в одном – посетителя встречает человек не в цивильном костюме, а в форме. А все остальное – как в уважающей себя конторе: комната для посетителей или холл с диванчиком, журнальным столиком, пить евой водой. Цветы на подоконнике, аккуратные картинки по стенам. Никаких тюремных ужасов – зачем приличному обывателю сталкиваться, даже визуально, с нарушителями закона? Можно доверительно наедине пообщаться с полицейским офицером, который подскажет, как правильно написать заявление, нужно ли его вообще писать, что-то посоветует, пообещает помощь или вмешательство в ситуацию. Кстати, такое доверие населения к своей полиции порой заменяет агентурную сеть. Ведь необходимая информация приходит к местным оперативникам, сыщикам и следователям, что называется, самотеком.
Впрочем, такой порядок существует не только в Европе, но и в некоторых арабских странах. Например, в Кувейте или Саудовской Аравии. Да, тем, кто нарушил закон, не позавидуешь – Восток есть Восток. Но законопослушного гражданина, пришедшего в полицию с какой-то проблемой, встретят как дорогого гостя. Камер, клеток или всяких там зинданов для задержанных посетитель не увидит – они расположены отдельно. Дежурный за застекленной стойкой обязательно встанет, как только человек зайдет в помещение. Посетителю предложат стандартный бланк, если ему надо подать заявление. Или попросят подождать в удобном кресле в холле, если он желает встретиться с конкретным офицером. Что любопытно, в "их" полицейских участках полы и отхожие места драют не раствором хлорки, как у нас, а приятно пахнущими моющими средствами. А в восточных странах даже жгут ароматные палочки.
Создать цивилизованные условия в полицейских отделениях и участках решили и в России. Понятно, что все подобные эксперименты начинаются в московской милиции. Сейчас ГУВД столицы рассматривает предложения Общественного совета о строительстве новых отделов и реконструкции старых.
Михаил Фалалеев, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5344 (265) от 24 ноября 2010 г.