Полицию отмоют до прозрачности



МВД представило план реформирования ведомства. Грядущие изменения в российской полиции руководители МВД и эксперты называют вторым этап реформирования ведомства. Хотя, конечно, когда затевался первый этап в 2009 году, о сиквеле говорили только критики.

11 октября все они за одним столом в стенах Министерства внутренних дел представили свою «Дорожную карту». Среди разработчиков – и действующие сотрудники ведомства, и ветераны, и ученые, и общественники. Как признался советник главы МВД Владимир Овчинский, до последнего момента существовало восемь версий этого проекта. В окончательном выделены пять приоритетных направлений.

1. Кадровый профессионализм

– Здесь мы прежде всего подразумеваем очищение органов от коррупции и прочих аномальных явлений, – пояснил Владимир Овчинский. – За девять месяцев этого года наблюдается устойчивый рост нарушений со стороны сотрудников правопорядка. Впрочем, это может быть связано с тем, что руководители перестали покрывать своих подчиненных.

Судя по «дорожной карте», МВД готово привлечь к борьбе со мздоимством не только собственные силы, но и подразделения ФСБ и даже Росфинмониторинга. Последняя структура будет заниматься поисками собственности и финансовых активов нечистых на руку полицейских за рубежом.

Всю информацию о проштрафившихся правоохранителях МВД собирается публиковать в Интернете. При этом обещает «оперативно реагировать на необоснованные нападки».

Ударит новая реформа и по любителям «покрышевать» бизнес или завести заказное уголовное дело. Ими займется специальная рабочая группа с привлечением Уполномоченного при Президенте по правам предпринимателей и Генпрокуратурой.

Внеплановые переаттестации в ближайшем будущем полицейским не грозят. Зато будут проводиться выборочные проверки с участием членов общественных советов при органах МВД. А помимо «детекторов лжи» во время таких экзаменов будет использоваться и отечественная Айскрин-технология, исследующая психофизиологическое состояние сотрудника.

2. Открытость для доверия

– Оно во многом потеряно, – посетовал Овчинский. – И «благодаря» диким преступлениям, которые совершались и совершаются сотрудниками полиции.

В борьбе за народное доверие реформаторы предлагают сделать ведомство максимально открытым: «Люди должны знать, что и зачем делает система МВД, соответствуют ли эти действия потребностям общества». На качественно новый уровень будут выведены службы «горячих линий», которые теперь появятся и в Интернет-версии. А за соблюдением закона самими полицейскими в поле будет следить заморская система Police Tape, фиксирующая все действия правоохранителей.

3. Оптимизация

– Бывшее руководство МВД преподносило как большой успех сокращение численности многих ключевых подразделений, – напомнил Владимир Овчинский. – В результате сегодня доступ граждан к сотрудникам правопорядка ограничен. Огромные территории оказались не охваченными, а ведь полиция должна присутствовать везде.

Чтобы приблизить стражей порядка к народу, разработчики реформы предлагают создать передвижные полицейские пункты, а также открыть временные пункты в школах, развлекательных и общественных центрах. Нехватку участковых призваны компенсировать муниципальные инспекторы из числа гражданских служащих, наделенные функциями помощников участковых. Соответствующие проекты изменений в федеральные законы уже подготовлены рабочей группой.

Также будут усилены подразделения патрульно-постовой службы, угрозыска и розыска пропавших без вести. На сегодняшний день в России таковыми числятся около 50 тысяч человек. Причем пятая часть – несовершеннолетние. Эксперты даже предлагают создать специальный центр по поиску пропавших детей по аналогии с американским.

4. Доступность правоохранительной помощи

– Почему у нас шло такое масштабное сокращение полицейских подразделений? – спросил у коллег Владимир Овчинский. И сам ответил, – Потому что каждый год снижали количество зарегистрированных преступлений. Так бы наверно когда-нибудь и до ноля дошли. Из двух с лишним десятков миллионов заявлений граждан зарегистрированными преступлениями оказываются лишь семь процентов обращений. У нас краж получается меньше, чем в Норвегии.

«Дорожная карта» предполагает ускорить совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации процесс подготовки проекта федерального закона «О единой государственной системе регистрации и учета преступлений». Параллельно с этим создается автоматизированная система обработки всей поступающей информации о совершенных преступлениях и их раскрываемости, внедряются единые для всей страны бланки заявлений и даже система оценки гражданами реакции правоохранителей на их сообщения.

А в будущем подать заявление в полицию можно будет и вовсе без участия живого копа – через «Электронного городового». Специальные терминалы сами обработают информацию и отправят в профильное подразделение.

5. Ответ новым вызовам и угрозам.

– Здесь мы подразумеваем и организованную преступность, и наркомафию, и терроризм, и даже нелегальную миграцию, – прокомментировал Овчинский. – У нас уже целые банды создаются из нелегальных мигрантов. Поэтому вполне логично создавать подразделения по борьбе с ними, на подобие того, что существует при ГУВД Москвы.

В ходе реформы в России должен появиться объединенный банк данных на региональные, межрегиональные и транснациональные преступные организации – по примеру аналогичной базы Интерпола. Также при МВД будет создана Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми.

А для оптимизации поиска террористов документ предлагает сотрудникам пограничных пунктов выделить доступ в базу данных федерального розыска «ФР – Оповещение».

Полный текст «Дорожной карты» читайте здесь .

Александр КОЦ, «Комсомольская правда»