Посоветовались



12 ноября президент России Владимир Путин подписал указ о внесении изменений в состав Совета при главе государства по развитию гражданского общества и правам человека. Согласно документу, cовет расширен до 62 человек.

Председатель СПЧ Михаил Федотов выразил надежду, что новый Совет будет работать эффективно. "Я надеюсь, что он вполне работоспособный. В нем очень много прекрасных специалистов, замечательных экспертов, представителей крупнейших общественных организаций с большим опытом", – заявил Федотов.

СПЧ продолжит заниматься резонансными делами, добавил правозащитник. "Это может быть и дело о Болотной, и дело о "Городе без наркотиков". Вопрос не в том, что Совет бросается защищать фигурантов тех или иных резонансных дел, а в том, что Совет старается защитить интересы общества от ошибок законодателя и правоприменителя", – считает Михаил Федотов.

Другие члены СПЧ намерены заняться более общими проблемами. Так, председатель совета Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов обещает защищать избирательные права и свободы граждан, а зампред ВЦИОМ Иосиф Дискин думает над разработкой стратегии развития гражданского общества. Еще один новый член СПЧ, адвокат Анатолий Кучерена, намерен в составе Совета посвятить себя судебно-правовой реформе, реформе правоохранительных органов. "У меня есть ряд предложений, в том числе по реформированию судебно-правовой политики, вопросы, связанные с правами потерпевших, – это, на мой взгляд, самый важный, актуальный вопрос, который существует", – сказал он.

Кучерена также заметил, что новым и старым членам СПЧ необходимо найти общий язык и консолидированно работать вместе. "Вокруг Совета сложилась нездоровая ситуация, было много споров, критики, но членами Совета стали самостоятельные люди, которые по своим направлениям добились многого. Мне бы очень хотелось, чтобы мы могли консолидироваться, как это было при создании Общественной палаты", – добавил адвокат.

Напомним, что 1 ноября Владимир Путин на встрече с Федотовым предложил увеличить состав СПЧ с 27 до 66 человек и создать президиум совета. По его мнению, на каждое вакантное место в Совете должны претендовать не один человек, а три – по мотивам голосования в Интернете. Тогда Федотов не согласился с инициативой президента – он посчитал, что такая мера приведет к излишней бюрократизации работы СПЧ. Его поддержали и некоторые другие члены Совета, в частности, директор Института прав человека Валентин Гефтер. Об избрании президиума Совета в указе Путина пока ничего нет.
Список

В новом составе СПЧ будут работать:

Елизавета Глинка (известна как доктор Лиза), исполнительный директор общественной организации "Справедливая помощь" ,

Сергей Пашин, юрист

Леонид Никитинский, секретарь Союза журналистов, журналист

Ирина Хакамада, публицист

Станислав Кучер, журналист

Игорь Каляпин, председатель "Комитета против пыток"

Мария Каннабих, член Общественной палаты

Николай Сванидзе, журналист

Игорь Борисов, председатель совета "Российского института избирательного права"

Павел Гусев, главный редактор "Московского комсомольца"

Леонид Парфенов, журналист

Павел Чиков, глава правозащитной организации "Агоры"

Лилия Шибанова, руководитель ассоциации "Голос"

Максим Шевченко, журналист

Елена Масюк, журналист

Андрей Бабушкин, председатель благотворительной правозащитной организации "Комитет за гражданские права"

Радик Батыршин, председатель телерадиокомпании "Мир"

Евгений Бобров, руководитель правозащитной организации "Восход"

Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра "Сова"

Наталия Евдокимова, секретарь правозащитного совета Санкт-Петербурга

Ирина Киркора, руководитель московского отделения организации по защите прав женщин и детей "Ассоль"

Алексей Козырев, худрук театра "Алеко"

Юрий Костанов, адвокат

Яна Лантратова, член координационного совета МГЕР

Раиса Лукутцова, председатель "Российского Красного Креста"

Александр Мукомолов, председатель организации "Миротворческая миссия имени генерала Лебедя"

Евгений Мысловский, президент фонда противодействия организованной преступности и коррупции "АНТИМАФИЯ"

Игорь Пастухов, адвокат Московской коллегии адвокатов "Юридическая фирма "ЮСТ"

Сергей Пашин, профессор Высшей школы экономики

Элла Полякова, председатель организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга"

Владимир Ряховский, управляющий партнер адвокатского бюро "Славянский правовой центр"

Анита Соболева, главный эксперт-консультант по научно-правовой деятельности организации "Юристы за конституционные права и свободы"

Михаил Терентьев, зампредседателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов

Елена Тополева-Солдунова, директор "Агентства социальной информации"

Илья Шаблинский, профессор Высшей школы экономики

Владимир Шапошников, председатель Российского профсоюза работников строительных специальностей и сервисных организаций

Андрей Юров, президент фонда "Интернациональный проект "Молодежное Правозащитное Движение"

Мария Большакова, председатель совета "Союз семей военнослужащих России"

Иосиф Дискин, зампред научно-экспертного совета ВЦИОМ

Анатолий Кучерена, председатель центрального совета движения "Гражданское общество"

Из состава Совета исключены:

Алексеева, Аузан, Ганнушкина, Гефтер, Джибладзе, Кузьминов, Куклина, Лукьянов, Малева, Орешкин, Паин, Панфилова, Пустынцев, Радзиховский, Симонов.
Репортаж

Президент Владимир Путин обещает членам Совета по правам человека не обижаться на то, что будет слышать от них. Но и их в случае расхождения позиций просит не обижаться на него.

Глава государства провел первое заседание президентского Совета по правам человека в обновленном составе. Состав этот значительно расширился, в структуру пришло много новых людей. Перед ними, равно как и перед "старожилами", стоит задача сохранить преемственность в работе Совета. Владимир Путин рассчитывает на то, что члены Совета не будут уходить от актуальных тем, в том числе политических. "Надеюсь, в нашей работе сохранится преемственность того, что делалось на этом направлении в предыдущие годы. Мы должны будем обращать внимание на все стороны нашей жизни – и на вопросы политического характера, и на вопросы организации нашего общества, государства, социальные вопросы", – напутствовал президент.

По его словам, граждане России ждут от правозащитников помощи тогда, когда государственный механизм дает сбой. "Я понимаю наше сотрудничество таким образом, чтобы прямая обратная связь с российским обществом, доходящая до самого верха власти, позволила совершенствовать управление нашим государством, создавать условия для того, чтобы вопросы решались прежде всего в интересах граждан", – заявил глава государства. А чтобы взаимодействие проходило максимально эффективно, он предложил создать в составе Совета президиум и постоянно его ротировать. Также, считает президент, можно было бы образовать рабочие группы по направлениям деятельности, которые представляют наибольший интерес для тех или других членов Совета. Главное же условие при реформировании деятельности Совета заключается в том, чтобы сохранялся принцип прямого контакта, который помог бы решать задачи, стоящие перед структурой.

Владимир Путин готов к тому, что его мнение не всегда будет совпадать с оценками членов Совета. "Я сделаю все, чтобы не обижаться ни на что из того, что услышу от вас, но и вы, пожалуйста, не обижайтесь", – обратился он к присутствующим. Основываясь на опыте работы Совета в предыдущие годы, Путин признал, что не все, что он считал тогда правильным, таковым было. "Так же, как нельзя сказать, что все, что от меня просили члены Совета, было обоснованным", – добавил президент.

Дискуссий и несовпадения позиций долго ждать не пришлось. Поспорить с президентом решил сам глава СПЧ Михаил Федотов, усомнившийся в электронной демократии как инструменте для формирования Совета. "Наш совет – это экспертный совет, и поэтому, вероятно, он должен формироваться по результатам опросов экспертов", – считает он. Путин же, напротив, положительно оценил участие 100 тысяч человек в интернет-голосовании по определению кандидатур в члены СПЧ. "Ваша позиция спорная, потому что и управленцев тогда тоже должны формировать управленцы", – пояснил свою точку зрения глава государства.

Дальше этот спор, впрочем, не продолжился. Глава СПЧ перешел к изложению некоторых собственных инициатив, связанных с деятельностью структуры. Во-первых, считает Федотов, правозащитники, покинувшие Совет, могли бы стать его экспертами, составив кадровый резерв структуры. "Точно так же мы приглашаем в наш экспертный пул всех кандидатов, которые участвовали в процессе ротации совета. Об этом мы с ними договорились, когда проводили с их участием "круглые столы" по всем 13 номинациям. Мы хотели бы рассматривать наш экспертный пул как своего рода кадровый резерв Совета", – заявил глава СПЧ. Во-вторых, Федотов предложил создать систему всероссийского интернет-мониторинга за соблюдением прав человека под эгидой Совета. Необходимость этой меры обусловлена тем, что массовость гражданских инициатив неуклонно растет. Кроме того, по мнению главы СПЧ, важно принять и рамочный закон об основах правового регулирования в Интернете. "Такой проект давно разрабатывается в Совете, и мы готовы достаточно быстро его представить", – заявил Федотов.

"Электронную" тему продолжил помощник главы государства Игорь Щеголев. Он сообщил, что в ближайшее время у россиян может появиться специальный e-mail для общения с государством, который был бы оптимален для обсуждения общественных инициатив. Таким образом, каждый гражданин обретет свой электронный адрес, предназначенный исключительно для контактов с государством. "Государство будет точно знать, кто к нему обращается, – отметил Щеголев. – Это избавит гражданина от необходимости предъявлять паспорт, настоящий или электронный".

Покончив с организационными вопросами, участники мероприятия перешли к обсуждению насущных проблем. Членов СПЧ очень интересовал вопрос о механизмах финансирования Общественного телевидения. Сам Владимир Путин пока оптимального решения этой проблемы не видит, поскольку при любых раскладах независимость Общественного ТВ ставится под сомнение. "Для того чтобы, скажем, это телевидение заработало как Би-би-си, нам нужно тарифы повышать для граждан. Будет смотреть ограниченное количество людей, и все. Значит, что тогда нужно делать? Нужно субсидии давать этому каналу. Это еще одно издание государственного телевидения. А других путей нет пока", – растолковывал президент. Именно поэтому к решению проблемы должны подключиться члены СПЧ, доработав проект создания Общественного ТВ. "Можно подумать, но только так, чтобы это не правительство и не президент регулировали", – предупредил Путин.

Государство же могло бы вновь рассмотреть поправки в законодательство, касающиеся ответственности за государственную измену. Член Совета Тамара Морщакова обратила внимание на то, что рассматриваемые изменения статьи о государственной измене могут коснуться представителей гражданского общества. Путин согласился с тем, что термин "государственная измена" не должен быть обращен на вопросы, которые к госизмене не имеют никакого отношения. И хотя данный проект прошел предварительную экспертизу, президент готов еще раз его проанализировать. А вот закон об НКО и иностранных агентах он считает правильным, чтобы другие государства не вмешивались во внутренние дела РФ.

Еще одно предложение касалось того, чтобы обязать чиновников реагировать на критические публикации в определенный срок. С такой идеей выступила журналистка Елена Масюк. Владимир Путин не против выработки "юридической техники" ответа чиновников на критические статьи в СМИ, но пока не очень понимает, как это можно сделать. Однако глава Совета Михаил Федотов все же попросил Путина поручить СПЧ подготовить соответствующие предложения. Глава государства услышал и Ирину Хакамаду, которая высказалась против принятия закона об оскорблении религиозных чувств. По ее мнению, документ нанесет вред, приведет к расколу и "дискредитирует президента, когда он его подпишет". "Давайте попросим парламентариев не спешить с принятием закона. Пусть эксперты еще раз проанализируют проект", – отреагировал Путин.

Кстати

Владимир Путин включил в состав СПЧ еще одного участника – правозащитника Александра Брода. Произошло это импровизированно: член Совета Елена Николаева посетовала, что Брод изначально не был включен в структуру. "Давайте включим", – немедленно отреагировал Путин. Сам Брод заявил "Интерфаксу", что готов работать в обновленном составе СПЧ, и поблагодарил президента за доверие.

Виталий Петров, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5934