- 17.05.2016
Предлагается засчитывать день в СИЗО за полтора дня обычной колонии
Знаковые поправки предлагается внести ко второму чтению в резонансный законопроект о декриминализации преступлений.
В документ внесены нормы, предлагающие засчитывать по льготным коэффициентам время отсидки в СИЗО в общий срок. Предполагается, что один день в следственном изоляторе будет засчитываться за полтора дня в колонии общего режима или воспитательной, за два – в колонии-поселении.
Зато два дня домашнего ареста предлагается приравнять к одному дню лишения свободы. А правило “день за день” предлагается сохранить для тюрем, колоний особого и строгого режима. Так что пересчет будет зависеть от того, на какой режим отправит суд осужденного. Идея с льготным коэффициентом обсуждается давно.
Сейчас Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству систематизировал все предложения, которые были внесены в Госдуму на этот счет, отобрал все лучшее и включил наработки в проект о декриминализации преступлений. Напомним, что сам законопроект был внесен в Госдуму Верховным судом России. Глава государства в своем ежегодном Послании поддержал инициативу. Законопроект в частности предлагает освобождать при определенных условиях от уголовной ответственности за нетяжкие преступления. Документ уже был принят в первом чтении. Но сейчас он может измениться.
Второе чтение – ключевое. Именно сейчас решается, как будет выглядеть закон в итоговом виде.
Изначально в нем не предполагалось прописывать льготные формулы зачета времени, проведенного в СИЗО. Но в Госдуме уже лежит несколько подобных проектов, сама идея обсуждается много лет.
В конце февраля прошлого года из инициатив “перевода стрелок” в СИЗО даже была принята в первом чтении. Но затем дело остановилось.
Включение подобных норм в один большой законопроект, который уже значится в повестке парламента, было бы выходом. Если, конечно, идея устоит.
По словам некоторых экспертов, окончательное решение не принято. Руководство комитета Госдумы по законодательству поддерживает идею. Но у предложения есть и критики.
Аргументы сторонников просты: условия содержания в следственных изоляторах разительно отличаются от жизни в колониях. В СИЗО человек сидит под замком в камере, прогулки по часу в день. Зато в колониях осужденные живут в общежитиях и на свежем воздухе бывают чаще. Еще на зоне можно учиться или работать. Свидания с родными там гарантированы и длительные, и краткосрочные. Поэтому многие считают, что несправедливо ставить в один ряд день в колонии и день в камере СИЗО.
Лет семь-восемь назад подобную идею активно продвигало тогдашнее руководство Федеральной службы исполнения наказаний. Первый законопроект на эту тему был внесен в Госдуму еще в 2008 году. Как рассказывают эксперты, тогда тот проект получил одобрение правительства России и Верховного суда страны. Но это было давно. А споры продолжаются.
По мнению критиков, предложение серьезно нарушает принцип равенства всех перед законом.
“Представим ситуацию, что два человека совершили аналогичные преступления, за которые им может быть назначено одинаковое наказание, – рассказывал “РГ” один из адвокатов. – Но дело первого по разным причинам расследовалось существенно дольше, чем дело второго. Если законопроект станет законом, то лицо, которое дольше находилось под стражей, будет отбывать меньший срок, чем то, чье дело было расследовано и рассмотрено быстро и без проволочек”.
Также он полагает, что некоторые заключенные будут стремиться подольше задержаться в СИЗО, чтобы побыстрее выйти. Не создаст ли это почву для коррупции? Другие эксперты обращают внимание, что если закон будет принят, придется пересчитывать и сроки уже сидящим. Задача кажется экспертам нереальной.
В негласных беседах некоторые эксперты говорят, мол, идея не очень нравится правоохранителям по техническим причинам. Ведь при пересчете коэффициента в некоторых случаях будет риск, что на счету осужденного окажется “лишнее” время в СИЗО. Допустим, следствие шло год. Суд дал год колонии. Но тогда человека не просто выпустят в зале суда. Сразу возникнет вопрос, что делать с лишними шестью месяцами, которые “съест” пересчет срока. Проблема? Да. Следствию придется работать более оперативно. А аресты в идеале должны применяться лишь в исключительных случаях. Однако в реальности число арестов в последнее время стало расти. Адвокаты и правозащитники часто сетуют, мол, следователям так удобней – работать с арестами.
В свою очередь, сторонники предложения считают, что льготный коэффициент восстанавливает справедливость и это важнее других соображений. По строгости режима, тяжести условий камеры в СИЗО примерно соответствуют содержанию в тюрьме, которая является самым строгим из существующих исправительных учреждений, говорят сторонники идеи. В настоящее время весьма распространены ситуации, когда, например, лицо, проведшее в ходе следствия и судебного разбирательства полтора года в СИЗО и осужденное к двум годам лишения свободы в колонии общего режима, три четверти назначенного наказания проводит фактически в условиях тюрьмы. При этом непосредственно к тюремному режиму могут приговорить только за особо тяжкие преступления либо особо опасных рецидивистов. И в настоящую с юридической точки зрения тюрьму посылают только мужчин. Так не справедливо ли сделать скидку тем, кто сидел в камере?
Что касается домашнего ареста, то, несмотря на кажущуюся мягкость данной меры пресечения, она подразумевает достаточно серьезные ограничения свободы, вплоть до полной изоляции лица от общества, и является самой строгой мерой пресечения после содержания под стражей. Поэтому сторонникам идеи вводить льготные коэффициенты для СИЗО, не нравится предложение делать скидку на домашний арест. А тем, кто критикует “льготное время” для камер, наоборот, подчас нравится такой подход, что дни под домашним арестом не будут на сто процентов засчитываться в срок отсидки. Так что поводов для споров еще немало.
Владислав Куликов, Российская газета