Президент определил численность МВД и порядок аттестации генералов



"Российская газета" публикует сегодня сразу семь президентских указов, полностью регламентирующих дальнейшую жизнь, структуру и службу МВД России.

По сути, эти важнейшие документы – подзаконные акты для вступившего в силу Закона "О полиции". Для сравнения: в армии или в военном флоте иной такой указ вполне бы мог стать одним из уставов. Возможно, в будущем так и произойдет, когда эти основополагающие документы найдут свое продолжение, развитие в новых дополнениях, разъяснениях, уточнениях.

Некоторые указы чрезвычайно важны именно в нынешний, переходный период, когда милиция становится полицией. Так, указ президента "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ" четко говорит, как будут утверждаться – или не утверждаться – высшие должностные лица МВД. При президенте создается комиссия из 13 человек, которую возглавляет руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин. В составе комиссии – министр внутренних дел России Рашид Нургалиев, директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский и другие высокие чины. Они будут решать, причем прямым голосованием, достоин тот или иной генерал продолжать службу. Если вдруг голоса разделятся поровну, все решает председатель комиссии. Сам аттестуемый на заседание не приглашается.

Сроки исполнения указа – весьма жесткие. Президент потребовал уже к 15 марта, то есть через две недели представить списки претендентов на высшие должности в МВД. А сама процедура переаттестации должна завершиться к 1 июня.

Другим указом – "О предельной штатной численности органов внутренних дел РФ" – глава государства определил, сколько полицейских, гражданских служащих и работников должно быть в системе МВД.

С 1 января 2012 года в ведомстве должно числиться 1 106 472 человека. Из них собственно аттестованных сотрудников, то есть носящих погоны и оружие, – 907 630 человек.

Другой указ еще более подробный – в нем посчитаны все высшие должности МВД. То есть, глава государства, можно сказать, поштучно определил, сколько в каком подразделении и даже регионе должно быть генералов.

Указ президента "Вопросы Министерства внутренних дел РФ" подробно перечисляет, чем же должно заниматься это ведомство. Практически каждый главк, департамент, управление получили четкую задачу, детально очерченный круг обязанностей.

Что важно, здесь же расписана сама структура министерства, так сказать, – вся вертикаль. Именно об этом в январском интервью "Российской газете" намекал Рашид Нургалиев: грядут серьезные изменения, но какие конкретно – сообщить не могу, все будет сказано в президентском указе.

Министерство действительно подверглось серьезной перестройке. Некоторые департаменты поменяли названия, иные стали главными управлениями. А некоторые подразделения выделились из департаментов, став самостоятельными управлениями. Так, Департамент собственной безопасности стал Главным управлением.

Есть и другие новации. В составе МВД появился Следственный департамент – видимо, вместо Следственного комитета при МВД. Разница – в статусе и системе подчиненности. Появились Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций, Департамент информационных технологий, связи и защиты информации, Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий, Организационно-аналитический департамент. Самостоятельными подразделениями стали Управление по обеспечению подразделений специального назначения и авиации, Управление оперативно-розыскной информации, Управление по организации дознания. И уж совсем новинка – Управление "Олимпиада 2014".

В МВД корреспонденту "РГ" пояснили, что подобная реорганизация улучшит управляемость системой, избавит многие подразделения от избыточных функций. Меньше станет контролирующих инстанций, когда, скажем, конкретные исполнители будут замыкаться не на промежуточных начальников, а напрямую, скажем, на курирующего данное направление заместителя министра.

Здесь же определено, кто из сотрудников станет называться полицейским, а у кого специальное звание будет звучать как "офицер внутренней службы". Или – "офицер юстиции". Например, сотрудники уголовного розыска, экономической безопасности, вневедомственной охраны, собственной безопасности, дорожной безопасности, дознания – полицейские. А те, кто служит, скажем, в Контрольно-ревизионном управлении, кадровики, тыловики, финансисты, медики, управленцы – нет.

Что характерно, президент посчитал нужным в отдельном Указе "Вопросы организации полиции" перечислить не только все полицейские функции и обязанности, но и как подразделения полиции создаются, реорганизуются, и, если надо, ликвидируются.

Опять же, этот указ как бы продолжается другим документом, детализирующим работу типового территориального органа внутренних дел. Это – настоящая инструкция, что и как может и обязана делать полиция "на земле". Более того, в указе практически разложены по полочкам не только взаимоотношения полицейских и населения, но и порядок внутренней службы. То есть, определены права и обязанности по отношению друг к другу начальников и подчиненных, уровень и степень их ответсвенности.

Кстати, такая детализация многих, казалось бы, абсолютно технических аспектов службы не случайна: некоторые президентские указы оформлены как готовые положения о службе.

А чтобы не было сомнений и разночтений, отдельный указ отменяет многие прежние, уже утратившие актуальность, законодательные и нормативные акты о правоохранительных органах.

Михаил Фалалеев, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5419 (43) от 2 марта 2011 г.