Приема нет



Приема нетЭффект от материального стимулирования россиян к воспитанию приемных детей оказался непродолжительным. По данным благотворительного фонда «Семья», социальные и финансовые трудности последних лет сказались на темпах усыновления внутри страны. Более того, все чаще детей возвращают обратно в приюты.

В подготовленном для Госдумы и правительства докладе благотворительного фонда «Семья» утверждается, что за последние три года темпы устройства сирот в приемные семьи снизились. В докризисном 2007-м 23,6% воспитанников интернатов удавалось отдать приемным родителям и опекунам. В 2010-м этот показатель сократился до 7,7% и, как считают эксперты, по итогам этого года вряд ли будет сильно выше.

В докладе отмечается и «рост возврата детей из опекунских семей в результате падения качества устройства и неквалифицированного создания множества приемных семей». Один из авторов доклада, создатель и преподаватель Школы приемных родителей Алексей Рудов, считает, что причиной повторного сиротства зачастую становится передача детей престарелым родственникам. «Передают кому – бабушкам, которые не смогли воспитать мать ребенка. Играет роль и большая разница в возрасте», – сетовал он в беседе с корреспондентом «МН». Кроме того, по словам Рудова, так называемые возмездные виды опеки, в том числе патронатные семьи, не получив должной социально-психологической поддержки – обучения, отбора родителей и сопровождения, оказались фактически недееспособными.

Напомним, что в 2007 году президент Владимир Путин потребовал «сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях», в два раза были увеличены выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и поощрительные выплаты приемным родителям. Сегодня минимальный размер этих пособий составляет 4 и 2,5 тыс. руб. в месяц. Также при любой форме устройства ребенка в семью опекунам, патронатным воспитателям или приемным родителям выплачивается государственное единовременное пособие в 11 703 руб., сообщили «МН» в Минздравсоцразвития. «Кроме того, на усыновленных детей полагаются все те же выплаты, что и на ребенка, рожденного в семье», – отметил представитель пресс-службы ведомства. В частности, распространяются на приемные семьи и все федеральные и региональные «материнские капиталы», призванные стимулировать многодетность.

Однако материального стимулирования явно недостаточно. «Приемные семьи получают вознаграждение, они могут взяться за воспитание за это вознаграждение, а результат плачевный, потому что ни за какие деньги никому не хочется, чтобы было плохо в семье. А приемный ребенок в неподготовленной семье – как засидевшийся гость, все не уходит и не уходит. Да и что толку сопровождать семью, если она польстилась на деньги», – говорит Алексей Рудов.

Руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер считает, что обратный эффект от попытки избавиться от системы интернатов – результат «продавленного» правительством в 2008 году закона «Об опеке и попечительстве». По его словам, документ фактически уничтожил выстраивавшуюся в регионах систему, которая позволяла устраивать на воспитание в семьи и подростков из детских домов, и больных детей, и сирот при живых родителях. «Из договора о патронате исключили службы специалистов, которые бы помогали семье, и это превратилось в обычную приемную семью, предоставленную самой себе», – заявил «МН» Альтшулер. По его словам, многие патронатные родители не смогли справиться с новой для них ситуацией самостоятельно – начался «массовый возврат детей». Сейчас, по данным правозащитника, ежегодно в детские дома и интернаты из приемных семей возвращается 8-10 тыс. детей.

Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина считает, что причиной отказа россиян воспитывать приемных детей является базовая финансовая нестабильность. По ее словам, у родителей просто нет гарантии получения помощи со стороны государства. «Вознаграждения приемным родителям и ежемесячные пособия на содержание сирот не были закреплены на уровне федерального законодательства. Эти выплаты ежегодно утверждаются правительством», – заявила она «МН». Депутат отмечает, что фактически приемные родители поставлены в зависимость от политической воли руководства кабинета министров. По данным Мизулиной, в федеральном бюджете на 2012 год средств на выплаты опекунам и приемным родителям не заложено. «Правительство бросило все эти выплаты на региональный уровень. Дальше число сирот будет только расти», – опасается депутат.

Директор института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов тоже отмечает, что на настроения россиян повлияла экономическая ситуация. «Пик роста усыновлений пришелся как раз на бурный рост нефтяных цен и повышение уровня народного благосостояния. Среди высоко- и среднедоходных семей стала модной такого рода благотворительность», – рассказал он «МН». Однако морально и психологически россияне по-прежнему оказались не готовы к трудностям, которые связаны с воспитанием ребенка из интерната. «Адаптация такого ребенка вызывает у меня аналогию с социальной адаптацией трудовых мигрантов. Здесь-то государство и недорабатывает. Потому что одной социальной рекламы со счастливыми лицами мало», – отмечает Смирнов.

Юлия Хомченко, Московские новости