- 12.11.2012
Принц и нищие
Не часто доведется встретить на Альбионе тех, кто никогда в жизни не был ни волонтером, ни филантропом, то бишь, не порадел бескорыстным трудом и личным временем на благо нуждающихся. Благотворительность и волонтерство считаются в Британии не только хорошим тоном, но и своего рода неписаным гражданским долгом. Красноречивым показателем того, что бескорыстие поощряется и даже премируется, является вопрос, нередко встречающийся в анкетах здешнего соискателя рабочих мест. Формулируется он примерно так: "Доводилось ли вам участвовать в добровольной трудовой деятельности?". И, уверяю вас, что ответ "нет" не прибавит вам очков.
Вот почему доброй традицией для британской молодежи является Год волонтерства и не где-нибудь, а в чужих краях, вдали от дома. Это когда между школьным аттестатом и началом учебы в университете выпускник берет так называемый "промежуточный" год и проверяет себя на прочность работой в суровых краях или в чрезвычайных обстоятельствах. В последнее время такой "промежуточный год" все чаще стали брать и выпускники здешних университетов перед началом трудовой карьеры.
Отправился в свое время волонтерствовать и наследник британской короны принц Уильям. Осенью 2000 года принц провел десять недель волонтером в Чили с организацией Raleigh International. Проживая с остальными добровольцами в спартанских условиях местной деревушки, наследник престола самозабвенно строил пешеходные дорожки, усердно чинил крышу и преподавал в сельской школе местной детворе английский язык. Обаятельного и простого в обхождении принца чилийская деревня полюбила как родного.
Примечательно, что весной следующего года волонтером в Чили с той же самой экспедицией отправилась в свой "промежуточный год" и Кейт Миддлтон, ныне супруга Уильяма. Поэтому совет желающим стать принцессами прост: ищите своих коронованных женихов среди волонтеров на стройках, а не в дворцовых залах. Что же касается принца Уильяма, то наследник престола волонтерствует и благотворительстует нон-стоп. Он и на британской молочной ферме трудился добровольно, он патронирует крупнейшую благотворительную организацию Cenerpoint, которая помогает оказавшимся без крыши над головой подросткам и молодым людям. В своем благородном порыве принц решил даже на одну ночь стать таким же бездомным, как и те, кого он патронирует. В спальном мешке, прямо на мостовой, укрывшись за мусорными баками, переночевал однажды перед Рождеством на морозной улице Лондона у моста Блэк Фрайэрс будущий король Англии. А, дождавшись утра, отправился в приют для бездомных жарить им яичницу.
Однако чаще, чем короли, помогают нуждающимся сами нуждающиеся. В так называемом "Продуктовом банке", являющемся подразделением здешней благотворительной организации " Центр Надежды", раздают продукты тем, кто оказался в исключительно трудных обстоятельствах и в данный момент не в состоянии накормить себя и семью. Волонтерами, разносящими еду по домам тем, кто не может прийти в "Продуктовый банк", являются нередко парни и девушки, сами приходившие в свое время в "банк" за едой. Исследования, проведенные в Британии на предмет благотворительности, показали, что люди победнее отдают в виде пожертвований большую пропорцию от доходов, чем те, кто богаче.
За работу британские волонтеры не получают ничего, кроме "спасибо". И однако же именно их бескорыстным трудом и заботой держится в Британии множество добрых дел, а то и целые социальные сферы. Волонтеры работают в госпиталях нянечками и сиделками, ухаживают за стариками и инвалидами в домах престарелых, заботятся о малышах в детских учреждениях, озеленяют улицы и скверы, помогают в приютах для бездомных животных, патронируя даже дикую форель. Трудятся на Олимпиадах, выступают бесплатными организаторами и инструкторами в спортивных мероприятиях. Тим Лэмб, исполнительный директор Sport and Recreation Alliance, признался, что именно волонтерство служит "хлебом и маслом" спорта и отдыха в Британии: "Этот сектор попросту не функционировал бы без них… На каждого оплачиваемого штатного сотрудника спортивных клубов приходится 20 работающих в клубе бесплатно волонтеров". Даже от самых скромных знаков поощрения волонтеры, как правило, отказываются.
"Отверженных" не забывают
Трагедия произошла во время пожара в небольшом городке Динь-ле-Бен на юге Франции. На пожарных 16-летнего Яна Симеони и 35-летнего Мишеля Багиони обрушилась горящая крыша дома. Оба получили ожоги, про которые говорят в таких случаях, что они не совместимы с жизнью.
Ян и Мишель были пожарными-волонтерами, как еще почти 200 тысяч французов, которых заставило вступить в добровольные бригады стремление приходить на помощь согражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации. Среди них – люди совсем юные, такие как погибший старшеклассник Ян Симеони, и куда более взрослые. Ведь возрастной лимит у "медных касок" – 55 лет.
Что же касается других многочисленных ассоциаций и организаций добровольцев, то счет им во Франции идет на многие десятки тысяч. Официальная статистика свидетельствует: около 11-12 миллионов французов, или 20 с лишним процентов населения, входят в ту или иную социально ориентированную добровольную структуру. Понятно, что далеко не во всех требуются такие навыки, сноровка и знания, как у пожарных.
К примеру, чтобы стать активистом ассоциации "Рестораны сердца", созданной в 1985 году популярнейшим местным комиком Колюшем, достаточно всего лишь в нее записаться. Эти "рестораны" на самом деле являются пунктами, куда частные лица, организации, особенно те, которые имеют отношение к пищевой промышленности, и магазины выделяют безвозмездно продукты питания и средства личной гигиены.
Все это затем распределяется среди неимущих и других "отверженных" Франции, а таковых, надо заметить, великое множество. Причем их число в последние годы постоянно растет. Так вот 58 тысяч активистов этой организации, включая, кстати, многих известных актеров и певцов, таких как Гару, ЗАЗ, Янник Ноа, за зимний сезон 2011/12 годов распределили 115 миллионов обедов, которыми воспользовались 900 тысяч человек.
Другая ассоциация – "Эммаус" – занимается тем, что помогает совсем опустившимся, бомжам, вернуться к более или менее нормальной жизни. Им подыскивают работу в основном на предприятиях ассоциации, которые занимаются тем, что ремонтируют вышедшую из строя бытовую технику или мебель, и все это перепродают по низким ценам для людей тоже явно небогатых.
Во Франции движение волонтеров координирует общественная структура "Фонд волонтерского движения". Через фонд французские власти стимулируют работу добровольцев, в частности, предоставляют их объединениям налоговые льготы. Наиболее отличившимся регулярно вручают награды – "Пальмовые ветви волонтерского движения".
Помимо этого, в стране существует так называемый "паспорт добровольца". В него заносят всю информацию о работе человека в качестве волонтера, что играет свою роль, скажем, при устройстве на работу.
Что касается вознаграждений, то подавляющая часть добровольцев о них и не думает. Небольшую плату тем не менее получают пожарные. Порядка 7 евро в час. Им также положена скромная прибавка к пенсии. Правда, далеко не всем. При стаже свыше 20 лет – 450 евро в год и 1850 евро, если волонтер был "медной каской" более 35 лет.
Вячеслав Прокофьев
Но женщины помогают охотнее
Америка с полным основанием может считаться страной волонтеров, хотя бы потому, что таковых в США сегодня насчитывается почти 63 миллиона человек, или больше четверти населения страны.
Добровольные помощники в Америке трудятся по большей части в социальной сфере и в сборе пожертвований для нуждающихся (26,5 процента), занимаются организацией бесплатного питания (23 процента), физической помощью (20,3 процента) и обучением (18,5 процента). Как правило, в религиозных благотворительных организациях готовят и выполняют программы помощи пенсионерам, ветеранам боевых действий.
Важность волонтерского движения всячески подчеркивается знаменитостями и первыми лицами страны. Так, президент США Барак Обама не раз вместе со своей семьей участвовал в раздаче пищи для бездомных.
Основной льготой для американских волонтеров, установленной федеральным правительством, является налоговый вычет на расходы, связанные с благотворительной деятельностью. Впрочем, для подавляющего большинства добровольцев смысл "работы на ближнего своего" заключается в желании почувствовать себя нужным и полезным обществу, а также помочь нуждающимся.
"Армия" американских добровольцев ежегодно "выдает" больше 8 миллиардов часов рабочего времени, а услуги волонтеров оцениваются в 173 миллиарда долларов. По данным официального правительственного сайта, в 2010 году на каждого добровольца в США приходилось по 33,9 часа рабочего времени, в 2005-м – 36 часов, а в 2003-м – 37,6 часа.
Согласно статистике, которую ведет правительственная корпорация национальных и общественных услуг, созданная в начале 1990-х годов для координации волонтерской деятельности в США, женщины чаще идут выполнять социально значимую работу, чем мужчины.
Александр Гасюк
В моде бескорыстие
Более миллиона человек одновременно захотели влиться в волонтерское движение накануне Олимпиады-2008 в Пекине. Тогда почти за год до открытия Игр был объявлен набор добровольных помощников. Ответственные за волонтеров скорее всего не могли даже предположить, что в их адрес поступит такое количество предложений, причем не только от граждан Китая, но и иностранцев. К разочарованию многих, обслуживать Олимпийские и Паралимпийские игры было поручено всего лишь 70 тысячам человек.
Причем критерии отбора были довольно жесткие. Немаловажную роль, конечно же, сыграло знание иностранных языков. Наибольшие шансы были у тех, кто хорошо владеет редкими и сложными языками, например, русским или арабским.
Если же говорить о волонтерском движении в целом, то Олимпиаду лучше вынести за скобки. Поскольку событие подобного масштаба случается крайне редко. Однако в Китае волонтерское движение действует и на постоянной основе. Руководящую роль в нем играет, конечно, компартия. Если конкретно, департамент по работе с волонтерами в Коммунистическом союзе молодежи. Партия в данном случае – скорее стратегический идейный вдохновитель, а каждодневной работой занимается одна из крупнейших и старейших кадровых организаций страны. У этой ассоциации есть свой сайт, через который сейчас и подаются заявки на вступление в движение. Есть два типа волонтеров – постоянные и временные. Правда, организаторы зачастую выплачивают различные компенсации за участие в тех или иных мероприятиях. Но особых льгот никто не обещает. Возможно лишь, что участие в движении может быть вписано в положительную характеристику. Самостоятельно стать волонтером разрешается только с 18 лет, а с 14 – только с разрешения родителей.
Несмотря на отсутствие каких-либо материальных благ, количество волонтеров в Китае всегда огромно. Особенно это заметно во время чрезвычайных происшествий, когда десятки тысяч людей устремляются на помощь пострадавшим. Они участвуют в разборке завалов, приносят одежду, еду, возводят временное жилье …
Но есть в Китае и другие волонтеры, что-то вроде народных дружинников. Обычно они заступают на службу в преддверии и во время важных мероприятий – Олимпиады, ЭКСПО… Бодрые старушки, а именно они составляют "боевой костяк" дружин, получают красные повязки, свистки и с утра до вечера чинно патрулируют отведенные территории. Могут, кстати, сделать замечания как прохожим, бросающим мусор мимо урны, так и автомобилистам, неправильно припарковавшим свои машины.
Евгений Соловьев
Я к вашим услугам
Работа волонтеров и соответствующих организаций этой сферы регулируется в Южной Корее отдельным базовым законом о волонтерской деятельности.
В целом движение волонтеров в Корее развито весьма солидно. Привычка к бескорыстной деятельности, можно сказать, культивируется еще со школьной скамьи, в результате чего корейцы уже с юных лет получают возможность познакомиться с подобной работой, попутно оценив ее важность и полезность.
Области деятельности волонтеров не оговорены отдельно, но, насколько можно судить, чаще всего добровольцы оказывают помощь малоимущим слоям, больным, инвалидам. Кроме того, практически ни одно крупное спортивное международное мероприятие или конференция, если они проводятся в Корее, не обходятся без привлечения большого количества волонтеров.
Каких-либо отдельных льгот для тех, кто работает волонтером, нет, но работа пользуется большим уважением в обществе. Более того, при приеме на работу потенциальные работодатели с большой охотой нанимают именно тех, кто активно участвовал в деятельности волонтерских организаций.
Для тех, кто хочет предложить свои услуги обществу на безвозмездной основе, в Южной Корее существует целая сеть волонтерских центров. Придя в них, можно просто сказать: "Хочу кому-то помогать. Посоветуйте, где мои услуги могут быть востребованы". После этого вам будет предложен целый список вакансий, где с благодарностью воспримут ваш благородный порыв. Как правило, работа таких центров, а также многих других волонтерских организаций пользуется поддержкой со стороны государства. Формы госпомощи могут быт самыми разными и варьируются от прямого финансирования до налоговых и кредитных льгот.
Для всех волонтерских организаций действует ряд простых, но строгих правил. Их деятельность должна быть полностью прозрачной, вся финансовая сторона должна быть максимально открыта. Периодически организации обязаны публиковать отчеты о проделанной работе, а также о том, куда конкретно были потрачены полученные пожертвования и различные виды помощи.
Олег Кирьянов
Не надо привилегий
Институт волонтерства в Италии пока недостаточно развит. Участвуют в нем всего 1,37 процента населения, которые тем не менее в большинстве своем искренне и c огромной отдачей выполняют эту непростую работу, не рассчитывая на финансовое поощрение и похвалу.
826 тысяч итальянцев – 54 процента мужчин и 46 процентов женщин, возраст которых колеблется от 25 до 54 лет, с готовностью посвящают себя совершенно чужим людям, нуждающимся в их поддержке. Самыми популярными волонтерскими сферами деятельности, которую доброволец, кстати, волен выбирать на свой вкус, являются медицина, социальная помощь, охрана богатейшего культурного наследия и природного ландшафта Апеннин, оказание помощи людям, пострадавшим от стихийных бедствий, а также участие в международных миссиях.
Работа волонтеров в Италии основана на трех важных принципах: солидарность, добровольность и безвозмездность. Их деятельность регулируется законом от 1991 года, где четко прописано, что добровольческая миссия, нацеленная на поддержку этических и социальных ценностей, абсолютно бесплатна. По этому закону волонтерским организациям запрещено заниматься бизнесом или любой другой коммерческой деятельностью, приносящей доход, помимо той, которая нацелена на финансирование отдельных добровольческих инициатив и обучающих программ.
– Деятельность этих организаций не должна строиться на личных интересах узкой группы людей, а обязана продвигать интересы всех без исключения членов общества, – объяснил "РГ" Джулио Сенси, представитель Национального центра волонториата Италии.
Финансирование неправительственных организаций осуществляется в основном за счет добровольных пожертвований как со стороны частных, так и юридических лиц. По словам Джулио Сенси, помощь государства в основном ограничивается компенсацией расходов на предоставляемые ими услуги. Это происходит тогда, когда госструктуры не в состоянии сами без привлечения посторонней помощи предоставить обществу поддержку в той области, в которой оно больше всего нуждается. К примеру, уход за пожилыми людьми.
Для того чтобы стать волонтером в Италии, не всегда достаточно одного только пылкого желания. Несмотря на безвозмездность этого труда, для работы в так называемом "третьем секторе" нужны специалисты. Особенно когда дело касается участия в ответственных миссиях в "горячих точках". В этом случае подбор кандидатур проводится весьма тщательно: изучается резюме, проводится ряд групповых и индивидуальных собеседований на предмет выяснения как профессиональной, так и человеческой пригодности. Плюс ко всему, перед тем как приступить к выполнению своих прямых обязанностей, будущим добровольцам предстоит пройти через обучающие тренинги.
Казалось, зачем в непростые кризисные времена, когда каждая минута и евро на счету, итальянцы намеренно проходят через все эти испытания, тратя время и нервы на работу, не приносящую им финансовых выгод? Ответ, возможно, может показаться кому-то слишком наивным, но большинству жителей Апеннин просто-напросто важно почувствовать, что они нужны ближнему и обществу.
– Я – практикующий врач, – говорит Марио, доктор из Венеции. – И могу сказать, что будучи волонтером не рассчитываю на какие-либо привилегии. Я ни на минуту не жалею о том, что работаю в "Белом Кресте". Самое большое вознаграждение лично для меня – душевное удовлетворение, когда я вижу радостные глаза стариков, которым я сумел чем-то помочь, и когда малыш, которому я спас жизнь, обнимает меня в знак благодарности. Это, как мне кажется, бесценно.
С молодежью ситуация выглядит несколько иначе. Конечно, немалая доля молодых людей, окончательно потерявших надежду найти работу, вступая в ряды добровольцев, по понятным причинам хотят запомниться своим потенциальным работодателям и получить долгожданный постоянный контракт. Однако есть среди них и немало романтиков, идущих в волонтеры ради своих убеждений.
Нива Миракян
Ольга Дмитриева, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5933