Прокуратура утвердила историю «Дальнего»



Дело о пытках в отделе полиции «Дальний» в ближайшее время будет направлено в суд. Прокуратура Татарстана утвердила обвинительное заключение в отношении восьмерых бывших полицейских «Дальнего». Правозащитники не уверены, что этот процесс изменит ситуацию в республиканской полиции: методы работы полицейских остались прежними.

Прокуратура Татарстана утвердила обвинительное заключение по уголовному делу о пытках в отделе полиции «Дальний» в Казани. О том, что вскоре одно из самых резонансных дел 2012 года начнет рассматривать суд, «Газете.Ru» сообщился источник, близкий к следствию.

«Заключение было подписано 22 мая. В суд дело будет направлено в самое ближайшее время: процедура предполагает, что с заключением должны ознакомиться обвиняемые и их защитники», — сказал собеседник.

Сколько времени может занять ознакомление, источник сказать затруднился, отметив, что «документ очень объемный, более чем на 1800 страниц». В заключении, которое имеется в распоряжении «Газеты.Ru», упоминаются восемь бывших сотрудников отдела «Дальний», который в связи со скандалом расформировали и переименовали в отдел полиции № 9. Это бывшие заместитель начальника отдела уголовного розыска 25-летний Алмаз Василов, начальник отдела уголовного розыска 31-летний Айнур Рахматуллин, начальник криминальной милиции, заместитель начальника отдела полиции 26-летний Фаиль Сабирзянов, оперуполномоченные 25-летний Рамиль Ахметзянов, 24-летний Ильнар Ибатуллин, 29-летний Амир Шарафуллин, 28-летний Александр Фадеев, 23-летний Денис Васильев.

За исключением одного, все обвиняемые находятся в СИЗО по обвинению в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК), а Ахметзянов, Василов, Ибатуллин и Сабирзянов — еще и в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК). Вину никто из них не признает.

За время следствия в колонию-поселение успели отправиться еще двое бывших полицейских: по два с половиной года получили 25-летний участковый Ильшат Гарифуллин, доставлявший в отдел задержанного 52-летнего жителя Казани Сергея Назарова и передавший его в руки оперативников, и 37-летний Рамиль Нигматзянов, который помогал коллеге подделать протокол задержания. Их осудили за превышение должностных полномочий, а по статье «служебный подлог», которую им также вменяли, оправдали.

Уголовное дело возбудили после смерти Назарова 11 марта 2012 года в реанимации городской больницы Казани. Его привезли из отделения полиции «Дальний» с жалобами на боли в животе. Перед операцией он успел рассказать родственникам, что полицейские избили его и изнасиловали бутылкой из-под шампанского. Врачи поставили диагноз «разрыв прямой кишки», а судмедэксперты позже признали, что задержанный якобы за кражу мобильного телефона скончался от травм, «нанесенных твердым тупым предметом».

По данным следствия, насиловал Назарова 25-летний оперуполномоченный Алмаз Василов. Остальные обвиняемые либо непосредственно помогали ему избивать Назарова, либо косвенно способствовали совершению преступлении. В качестве помощников Василова, согласно материалам дела, выступали Ахметзянов, Сабирзянов и Ибатуллин.

После скандала и арестов полицейских правозащитникам и следователям начали поступать новые заявления на неправомерные методы работы сотрудников «Дальнего» и других отделений. В СУ СК по Татарстану, где еще недавно предпочитали отвечать гражданам отписками, начали удовлетворять заявления – всего по делу о пытках признаны потерпевшими 14 человек.

Одно из таких заявлений поступило от 20-летней жительницы Казани Алии Садыковой. По версии следствия, 3 января 2012 года Ибатуллин составил фиктивный рапорт о задержании Садыковой за якобы совершенное административное правонарушение. В отделение же девушка попала по заявлению руководителя букмекерской конторы ЗАО «Фон», которая обвинила Садыкову в краже. На основании сфальсифицированного протокола об административном правонарушении ее поместили в камеру для задержанных. Как утверждает заявительница, сотрудники «Дальнего» избили ее и угрожали изнасиловать бутылкой из-под шампанского, если она не признается в воровстве. В итоге она дала признательные показания и получила пять суток ареста (позже она обжаловала это решение). По делу Садыковой проходят Ахметзянов, Рахматуллин и Ибатуллин.

Другой громкий случай, который вменяется бывшим полицейским «Дальнего», произошел в октябре 2011 года с программистом из Казани Оскаром Крыловым. Он попал в отдел «Дальний» по заявлению одного из казанцев, которому за несколько месяцев до этого чинил компьютер и который пожаловался на кражу 2 тысяч рублей.

В отделе Крылов провел полтора часа — с трех часов дня, а затем ему сообщили, что он подозревается в краже денег. Его завели в кабинет, в котором находились три человека. «Требовали подписать явку с повинной по делу о краже денег», — пояснил Крылов. Требования программиста вызвать к нему адвоката остались без внимания. Крылов утверждает, что, выбивая у него явку с повинной, начальник угрозыска Рахматуллин описывал, как на живот человеку ставят ведро, внутрь пускают крысу — и нагревают емкость, пока животное не начнет вгрызаться в плоть. После «страшилки» неуступчивому Крылову, который в итоге все-таки подписал все, что хотели полицейские, сказали: если уж он такой принципиальный, то его изнасилует их начальник.

«Рахматуллин приказал оперативникам, чтобы меня держали, они повиновались. Мне заломили руки, прижали лицом к столу, он крикнул: «Снимайте с него штаны», — рассказывал «Газете.Ru» программист.

— Когда они сняли штаны, поначалу взяли карандаш и засунули его в задний проход. Я кричал, пытался отбиться, но все это было бесполезно. К тому моменту я был готов дать показания и подписать все, что им было нужно. Там уже было некогда думать о последствиях – главное, чтобы прекратили пытать». По делу Крылова помимо Рахматуллина проходят Васильев и Шарафуллин.

Еще один потерпевший — студент Казанского федерального университета Ильдар Ахметшин. Двое суток, пока Ахметшин находился в камере «Дальнего», его родственники обзванивали больницы и морги. Полицейские мучили задержанного, заставляя признаться в разбое, нанося удары по лицу и грудной клетке.

Как признавался сам пострадавший, его также пытались изнасиловать. «Неожиданно оперуполномоченный встал со стула, поставил меня в позу «ласточки» и сказал, чтобы я разделся, а затем нанес по телу примерно 10 ударов кулаком. В кабинет зашел другой сотрудник, вместе они прижали меня к столу и начали снимать штаны, при этом наносили удары по корпусу. Я попытался вырваться, оперуполномоченный поставил подножку. Когда находился в коридоре, упал на пол. Кричал, чтобы меня не трогали и не били», — говорилось в письме Ахметшина правозащитникам.

Когда студента, наконец, отпустили домой, он сразу же обратился в травмпункт, где зафиксировал побои и получил направление в городскую больницу. Там его немедленно госпитализировали в нейрохирургическое отделение. Впоследствии уголовное дело о якобы разбойном нападении в отношении самого студента было прекращено. По делу об издевательствах над Ахметшиным проходят начальник отдела Ильгиз Ахметзянов (дело в отношении него выделено в отдельное производство), оперуполномоченные угрозыска Василов и Сабирзянов.

Руководитель Казанского правозащитного центра (КПЦ) Игорь Шолохов, представляющий интересы четверых потерпевших по делу о пытках, считает, что история с «Дальним» практически не повлияла на ситуацию в республиканской полиции. «Хотя к нам перестали обращаться с жалобами на пытки, методы работы не изменились. Таких «дальних» в республике и городе хватает», — констатировал правозащитник.

Вячеслав Козлов, Газета.Ру