- 04.09.2015
Прокуратуру просят проверить законность “резиновых” камер в СИЗО
Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова намерена обратиться в Генеральную прокуратуру России с просьбой проверить законность существования так называемых резиновых камер в следственных изоляторах.
Слово “резиновые” здесь говорит не о безразмерности (не путать с “резиновыми” квартирами в Москве), а о мягких стенах. Их специально обивают соответствующими материалами, чтобы они могли погасить любой удар. Сколько ни бейся, не разобьешься.
Интерес к подобным камерам возник после пожара в следственном изоляторе Ульяновска, где в прошлую субботу загорелась именно такая камера. В результате четыре человека погибли, восемь пострадали. Предположительно, огонь вызвало короткое замыкание электрокабеля. По информации региональной прокуратуры, до этого в камере проводился ремонт, его делали заключенные, и они могли что-то сделать не так. Не намеренно, а из-за низкой квалификации или недосмотра администрации. Причины могут разные, в них сейчас разбираются.
А Уполномоченный по правам человека предложила поставить вопрос шире и в целом присмотреться к таким камерам: откуда они взялись, зачем нужны и нужны ли вообще.
“Специфической особенностью таких камер является наличие на всех внутренних поверхностях специального мягкого материала (резины), исключающего для содержащихся в них лиц возможность нанесения себе вреда, – говорится в официальном заявлении уполномоченного. – Не регламентировано также предельное время, в течение которого в указанных камерах могут содержаться люди”.
Предполагается, что сидеть в таких камерах должны буйные граждане в момент обострения. Сколько может продлиться припадок, неизвестно. По данным Эллы Памфиловой, такие камеры созданы на основании инструкции, утвержденной Минюстом России. Оборудование таких камер окнами, водопроводом, туалетом и спальными местами инструкцией не предусматривается. Получается, камера не предназначена для постоянного проживания.
Наличие подобных “мягких” апартаментов в СИЗО для специалистов сюрпризом не стало. Да и горят такие камеры не первый раз. Еще в 2006 году был пожар в “резиновой” камере “Матросской Тишины” – знаменитого московского СИЗО. Двое арестантов тогда отравились угарным газом, один заключенный, сидевший в той камере, погиб.
В прошлом году правозащитники из Общественной наблюдательной комиссии Москвы раскритиковали аналогичную камеру в СИЗО “Бутырка”. После этого, по данным правозащитников, такую камеру убрали. Однако есть проблема: буйные заключенные никуда не исчезли. Некоторые во время припадков крушат камеры. Что с ними делать?
Как бы то ни было, как утверждают правозащитники, законами существование таких камер не предусмотрено.
Владислав Куликов, Российская газета