Прокурор вправе обращаться в суд в защиту прав и интересов гражданина с иском о взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащим оказанием услуг по уходу за пожилым человеком, сообщили РАПСИ в пресс-службе Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно фабуле дела, истица заключила с индивидуальным предпринимателем договор на оказание социальных услуг по уходу за пожилой матерью с обеспечением места для проживания в пансионате на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
В результате проверки в пансионате были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности. В связи с этим истица забрала мать домой.
Прокурор Белгорода обратился в суд с просьбой взыскать с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 100 тысяч рублей за ненадлежащее оказание услуг. Он отметил, что гражданка переживала за состояние и здоровье матери, а также испытывала тревогу из-за невозможности получать услуги по договору.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу и указал, что прокурор не имел полномочий на предъявление иска в защиту прав истицы, поскольку требования касались ее личных неимущественных прав. При этом доказательств невозможности самостоятельного обращения гражданки в суд по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не представлено.
Апелляция оставила решение без изменения. Однако кассация не согласилась с выводами судов нижестоящих инстанций.
Прокурор может подать заявление в интересах гражданина, если тот не может сам обратиться в суд по уважительным причинам. Однако это ограничение не действует, когда речь идет о защите социальных прав, свобод и законных интересов по просьбе гражданина.
Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд после заявления истицы о нарушении ее социальных прав и неисполнения условий договора. Прекращение производства по делу нарушило права гражданки, которая участвовала в заседании суда первой инстанции и поддержала иск.
«Судебные решения отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции», — уточнили в суде.