Пустые изоляторы



26 января активисты общественных организаций провели в 14 регионах страны акцию «День проверки отделений полиции». В Москве участники акции посетили более 20 отделений. Выяснилось, что полицейские устанавливают запреты на основании внутренних приказов, которых нет в открытом доступе, а прочесть объявления на информационных стендах невозможно из-за нехватки света.

Группа из общественных активистов и журналистов столпилась у пропускного пункта ОВД «Якиманка». «Показывайте паспорта и проходите, но фото- и видеосъемка в отделении запрещены», – предупредил дежурный. Когда лидер инициативной группы Иван Чернявский поинтересовался, на каком основании, полицейский сослался на внутренний приказ № 1111, которого не найти в открытом доступе. Впрочем, как показала проверка, строгость его исполнения зависела от самих полицейских. Как рассказал «НИ» один из активистов – Артем Айвазов, в каких-то отделениях снимать все-таки разрешали, а где-то даже не пустили журналистов с фото- и видеоаппаратурой.

В отделении по району Якиманка снимать разрешили. Подполковник внутренней службы Роман Михайлов провел для общественных активистов целую экскурсию по отделению. Он рассказал, что буквально сегодня их сотрудниками было раскрыто преступление по статье 228 УК РФ «Незаконное приобретение, хранение, перевозка наркотиков». Задержанных уже увезли, поэтому изолятор временного содержания был пуст, как и во всех отделениях полиции, проверенных активистами.

Большинство активистов и представителей СМИ смутил мистический полумрак в отделении. «Здание старое, проводка плохая, ремонта не было много лет», – объяснил начальник ОВД. По его словам, разговоры о капитальном ремонте или новом здании для отделения ведутся уже давно, но пока все остается, как есть. Активисты сверили требования к полицейскому участку, написанные в законе «О полиции», с тем, что есть на самом деле. Телефон «горячей линии», правила подачи информации через Интернет, сведения о правах задержанных, правила подачи письменного заявления – оформление этого полицейского участка соответствует правилам. Правда, найти и рассмотреть документы оказывается непросто, опять же по причине недостатка света.

«В большинстве полицейских участков мы не увидели значительных нарушений», – рассказал Артем Айвазов. Однако активист убежден, что сотрудники полиции к визиту общественников готовились. Так, в ОВД «Мещанское» висел совершенно новый информационный стенд с только что распечатанными объявлениями. Большинство сотрудников полиции были безукоризненно вежливы. Подполковник внутренней службы Роман Михайлов в ОВД «Якиманка» заявил собравшимся, что к подобным визитам он относится положительно и сотрудники полиции всегда открыты для предложений граждан. Он долго пересказывал достижения сотрудников отделения и с большой охотой показал несколько стенгазет.

Прямо с порога активистов встречали в ОВД «Замоскворечье». Помощник начальника отдела по работе с личным составом Станислав Волков заявил, что рад гостям. «Мы не злые и уже давно никого не бьем. Такие методы работы остались в прошлом веке», – заверил присутствующих Волков. Хотя гражданская активистка Татьяна Кадиева не так давно жаловалась на избиения именно в ОВД «Замоскворечье». Побои ей якобы нанесли 5 марта 2012 года за попытку провести митинг у здания Центральной избирательной комиссии РФ. Теперь же отделение больше других соответствовало существующему регламенту: даже оборудованы пандусы для инвалидов. ОВД «Замоскворечье» было первым, где активисты обнаружили гражданина, пишущего заявление, в то время как в остальных полицейских участках граждан не наблюдалось.

Единственным отделением, где не устроили радушный прием активистам, стало ОВД «Басманное». Туда как раз доставили восемь задержанных участников пробега в поддержку голодающего в СИЗО Сергея Кривова. Это было первое из проверяемых отделений, сотрудников которого не освободили в этот день от всех иных забот. В этом отделении для активистов не провели экскурсию и вообще дали понять, что сейчас «не до них».

Как рассказал «НИ» лидер инициативной группы Иван Чернявский, подобные проверки теперь будут проходить постоянно и без широкой общественной огласки: неожиданные визиты в отделения полиции помогут вскрыть гораздо больше недостатков в работе структуры, чем ожидаемые.

Вероника Коган, “Новые Известия”