- 14.05.2010
Расстрельная статья
Судебный департамент при Верховном суде опубликовал статистику, которая заставила вздрогнуть сердца бывалых правозащитников: в стране резко подскочило число пожизненных приговоров.
По официальным данным, за первые три месяца 2010 года в стране получили несмертельную "вышку" 49 человек. Это почти в пять с половиной раз больше, чем за то же время в прошлом году. Идем на рекорд?
Для сравнения, за весь 2009 год пожизненный срок получили 71 человек. А в 2008 году навечно отправились в тюрьму 70 человек. Тем загадочнее выглядит нынешний рост. Может быть, сердца судей неожиданно затвердели? Или страну захлестнула волна преступности? Однако сухая статистика не подтверждает страшных выводов: преступность в целом ушла в минуса, если, конечно, судить о ней по числу уголовных процессов.
Как свидетельствуют отчеты, за это время почти на девять тысяч уменьшилось число уголовных дел, дошедших до суда. Соответственно, практически все уголовные статьи, включая грабежи и убийства, в небольшом минусе. Но есть два показательных исключения.
На двадцать процентов выросло число процессов по взяткам, причем в этой графе объединены дела и против тех, кто брал и кто давал. Другая прибавка – почти на 60 процентов выросло число дел по трем статьям: "бандитизм", "организация преступного сообщества", "организация незаконного вооруженного формирования". В этом году по таким делам прошло уже более 140 процессов. Может быть, рост пожизненных приговоров связан именно с этим: в суды разом подошли крупные дела против мафии и боевиков?
Корреспонденты "РГ" провели блиц-опрос среди адвокатов: не заметила ли защита новых суровых веяний в судах? Большинство опрошенных подтвердили "мафиозную" версию. Возможно, действительно так совпало, что криминальные авторитеты и террористы организованно дошли до скамьи подсудимых. А по таким делам, как выразился один из юристов, "вариантов нет".
– С другой стороны, такая динамика вполне укладывается в государственную политику: смягчать наказание за неопасные преступления и строго карать закоренелых преступников, – сказала "РГ" адвокат Ольга Дворянчикова. – Перегружать тюрьмы не правильно. Похоже, судебная практика действительно меняется: в этом году к лишению свободы было приговорено на семь процентов человек меньше, чем в прошлом. Шире применяются альтернативные наказания. Но за убийства, бандитизм, терроризм приговоры стали строже.
Правда, рост пожизненных вердиктов заставляет вернуться к старому вопросу, который задавали эксперты еще в начале века. Если у нас будут такими темпами приговаривать к вышке, хватит ли мест в тюрьмах? Еще лет семь назад представители тюремного ведомства предсказывали, что в год судьи будут выносить по 200 пожизненных приговоров, и предлагали активней строить новые остроги для вечных арестантов. Однако расчеты не оправдались. "Смертельных" приговоров выносится раза в три меньше, чем ожидалось. При этом число самих пожизненных арестантов парадоксальным образом не меняется вот уже более шести лет.
В октябре 2004 года "Российская газета" сообщила, что количество пожизненно осужденных достигло абсолютного максимума за всю историю России – 1545 человек. Это были официальные данные тюремного ведомства, и предсказывалось, что эта цифра будет только расти. С тех пор за пять лет было вынесено более 300 пожизненных приговоров. А в конце прошлого года в прессе прозвучало, что в России… 1509 пожизненных арестантов. В тюремных блоках для "смертников" есть свободные места.
Режим содержания в зонах для "смертников" – самый суровый. Там нет "авторитетов" и послаблений в камерах. В камерах пожизненных тюрем царит стерильная чистота: за малейшую складку на постели или пылинку арестантов наказывают. Ложиться или даже присаживаться на кровать в течение дня запрещено. Тишина в коридорах такая, что в склепах, кажется, громче.
Через несколько лет, все пожизненно осужденные становятся чем-то похожи друг на друга: бледные лица, безжизненные глаза, запуганная осанка. По словам тюремных психологов, первый год пожизненного заключения человек привыкает к новым условиям. Потом еще года три идет период стабилизации, в это время заключенный похож на робота. Он выполняет команды не задумываясь. Далее – два пути. Если человек адаптируется, он сможет и дальше быть роботом. Если нет, наступает третья стадия – быстрое угасание. И умственное, и физическое. Начинается воспаление лимфатических узлов, разрастание коркового слоя надпочечников, появляются язвы в желудочно-кишечном тракте. Человек медленно умирает. Сам.
Официальной статистики о смертности среди приговоренных к пожизненному заключению в открытых источниках нет. Мнения экспертов по этому поводу расходятся. А на специализированных форумах, где общаются люди, которые так или иначе в теме, приводятся такие данные: в среднем пожизненный арестант живет в камере от 5 до 7 лет. Умирают в основном по естественным, читай – психологическим, причинам. Люди морально сломались.
Досье "РГ"
В России осужденные на пожизненное заключение содержатся в пяти учреждениях: "Вологодский пятак" (Вологодская область, остров Огненный), "Черный дельфин" (Соль-Илецк Оренбургской области), "Белый лебедь" (Пермский край, Соликамск), "Ивдель" (Свердловская область, Ивдельский р-н, пос. Лозьвинский), ОГ-98/18 (Ямало-Ненецкий автономный округ, п. Харп). Кроме того, в обычных исправительных учреждениях могут создаваться отдельные спецучастки для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы. Например, такой спецучасток есть в колонии N-1 ЖХ-385, в Республике Мордовия.
Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5182 (103) от 14 мая 2010 г.