Российские законы по-прежнему выглядят лучше, чем их применение на практике



alttext

Верховный суд Российской Федерации

В Верховном суде (ВС) считают, что увеличение числа исков со стороны граждан свидетельствует о повышении доверия к отечественной Фемиде. Этому способствовало и принятие в 2015 году Кодекса административного судопроизводства (КАС). Рост количества жалоб идет именно по подсудным КАС делам, и данный документ уже подтвердил свою эффективность. Эксперт отметил, что, хотя ВС и старается сделать правосудие более открытым и доступным, правоприменительная практика пока изменилась незначительно.

КАС действительно продемонстрировал свою эффективность и востребованность, заявила на заседании Клуба Д.Н. Замятнина зампред ВС, председатель Судебной коллегии по административным делам Татьяна Петрова. Она напомнила, что этот документ признан соответствующим всем международным стандартам.

Петрова считает, что, несмотря на частую критику судебной системы РФ, на самом деле доверие граждан к ней с каждым годом только растет. Это подтверждается увеличением числа жалоб в суды, потому что «на практике это наиболее действенный инструментарий, отсюда и столько обращений».

Например, в ВС отметили рост числа дел о признании информации запрещенной. В 2016 году их было около 2 тыс., а в 2017-м – уже около 8 тыс. По словам Петровой, эти дела относятся «к очень сложной категории, поскольку еще не сформирована четкая судебная практика».

Также суды ежегодно рассматривают около 1,5 тыс. заявлений о прекращении деятельности СМИ. В позапрошлом году в административном производстве было около 6 тыс. исков, связанных с приостановкой деятельности НКО и религиозных организаций, а в 2017-м их уже было на тысячу больше. В среднем суды ежегодно рассматривают до 2 тыс. жалоб, связанных с нарушением избирательных прав.

Ежегодно в административном порядке рассматриваются дела об оспаривании 3,5 тыс. нормативных актов, затрагивающих права граждан. Как сообщила Петрова, более половины удовлетворяются в пользу истцов.

Также, по ее данным, в 2016-м за нарушения права на разумные сроки судопроизводства или исполнения судебных решений судьи административных коллегий присудили гражданам компенсации на 18 млн руб., а вот в 2017-м – уже на 86 млн руб.

Неудивительно, что представители ВС в очередной раз посетовали на колоссальную нагрузку на судей. Объясняется это в том числе и низкой заинтересованностью граждан в досудебном урегулировании споров. Во-первых, институт медиации почти не работает, а во-вторых, это стоит дороже, чем «просто пойти в суд, заранее оплатив пошлину».

По словам адвоката Виктора Бородина, судебные процессы сегодня действительно востребованы в первую очередь из-за своей доступности – маленькие госпошлины, быстрые сроки рассмотрения дел. Но еще и потому, что людям больше некуда обращаться: «В правоохранительных органах, как правило, не хотят заниматься жалобами и под разными предлогами отказываются их принимать. Так что адвокаты действительно часто советуют гражданам идти в суд».

Бородин считает принятие КАС правильной мерой – этот документ сокращает процессуальные сроки, он более понятен для судей, дает им больше возможностей, например по истребованию доказательств. Однако проблема в правоприменительной практике. Есть множество примеров, когда административное производство не отслеживает нарушения конституционных прав граждан. «Выходит, скажем, человек на улицу с плакатом против властей. По идее это одиночный пикет. Но активисту заламывают руки и везут в отделение, где на него составляют протокол. Как его права защитят? Да никак по большому счету. В КАС не обратишься, потому что есть официальный протокол».

По мнению Бородина, еще было бы неплохо, «если бы те, на кого сегодня жалуются граждане, несли хотя бы какое-то наказание, а не просто исправляли указанные нарушения, например на них возлагались бы судебные издержки».

«Тенденции, которые задает ВС, и его деятельность вызывают позитивный отклик. Но если мы опускаемся на уровень правоприменения, то он, к сожалению, остается прежним. Есть множество полезных пленумов ВС, решения которых суды просто игнорируют. В регионах все по-прежнему решается по телефонному звонку или принципу «рука руку моет». Людей продолжают судить, как того требует политическая повестка», – заявил Бородин.

Екатерина Трифонова, корреспондент отдела политики “Независимой газеты