- 21.06.2012
Сектор крокодила
Первый блин у нового министра внутренних дел Владимира Колокольцева вышел… многообещающим. Новый глава МВД дал задание своим подчиненным навести порядок в жилых кварталах, во дворах, квартирах и подъездах: "Это одно из ключевых направлений в нашей деятельности. Чтобы люди могли себя там чувствовать в безопасности". Теперь гадаем: когда же почувствуем?
Для тех, кто считает, что Колокольцев не с того начал, решил ударить из пушки по воробьям, есть серьезные контраргументы. Ведь именно на жилой сектор сегодня приходится более половины убийств и тяжких телесных повреждений. А если включить сюда грабежи, разбои и кражи, то вый-дет и вовсе "мама, не горюй". Дома, в родных Текстильщиках или в Бирюлеве, опасностей порой не меньше, чем в джунглях Амазонки. Так что это "домашнее задание" от министра сегодня очень вовремя.
При этом чиновники в погонах уже начали бурчать себе под нос: зачем этому новичку нужно было давать такие обещания? Посмотрим, мол, что скажет этот министр Колокольцев, например, через год, когда придет пора подводить первые итоги в этом направлении.
Профессионалам прекрасно известно, что уличная преступность – это такой гигантский зубастый крокодил, которого загнать в угол всегда было ну очень сложно. Между тем этот "крокодил" всегда у всех на виду, всем мозолит глаза. И чтобы его хоть как-то замаскировать, дабы публика меньше нервничала, прикрыть опасно торчащие зубы, самое популярное чиновничье средство – убаюкивающее жонглирование статистикой.
Так оно и было. Хотя россияне особо не почувствовали коренных перемен в борьбе с криминалом, но по официальным данным за последнее десятилетие преступность в России постоянно тотально снижалась. Так, в 2009 году было зарегистрировано на 6,7% преступлений меньше, чем в 2008-м. В 2010-м – на 12,2%, чем в 2009-м. А в 2011-м – на 8,5% меньше, чем в 2010-м. При таких темпах сокращения еще лет через десять вся российская преступность могла бы свестись к… абсолютному нулю.
Заметьте, вся эта криминальная статистика выдавалась на фоне реформирования МВД, где действительно как-то пытались бороться с укрывательством преступлений. Но боролись, как могли. И, как утверждают ученые-криминологи, получалось это далеко не всегда.
Достаточно вспомнить сенсационный результат десятилетних исследований ученых НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ под руководством профессора Сергея Иншакова. По авторитетному мнению исследователей, на самом деле преступность за последние десять лет не снижалась, а… росла. И преступлений совершалось в десять раз больше, чем их было официально зарегистрировано.
В том же 2009 году, утверждают ученые, было совершено не 2992000, а, страшно сказать, 26 миллионов. И более того, по прогнозам ученых, если двигаться в прежнем темпе и ничего кардинально не менять, то уже к 2020 году в России будет совершаться 30 миллионов преступлений ежегодно. Словом, держись, жилой сектор!
В точности подсчетов ученых мужей тоже, наверное, можно посомневаться. Но не настолько, чтобы пренебречь их мнением. Речь идет о реальной опасности, нависшей над всеми. Недаром же после трагических событий в станице Кущевской председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин был вынужден публично признаться: "Стране грозит опасность превращения в криминальное государство и полный крах". К слову, та самая печально известная кущевская резня, когда погибли 12 человек, произошла именно в том самом пресловутом "жилом секторе". И там же, в районе станицы Кущевской после начала следствия прокуроры обнаружили еще полторы тысячи серьезных укрытых преступлений. И в том числе и потому именно в том самом "секторе" новый министр внутренних дел сегодня требует навести порядок.
Между тем если внимательно всмотреться даже в официальные сводки МВД, то и здесь, как нас ни пытаются успокоить, все равно можно найти серьезный повод для беспокойства. Правда, там на фоне общих цифр общего количества всех зарегистрированных преступлений в одну кучу свалены и кража гуся у соседа, и убийства, и кровавые разбои.
Но есть и конкретика. Взять этот год. Оптимизма он пока не прибавил. За первые четыре месяца людей погибло больше, чем за столько же в 2011-м. Число получивших увечья от преступников тоже увеличилось. Количество преступлений с использованием оружия возросло на 6,7%, преступлений на улицах, площадях и парках стало больше на 10,6%. На 11% увеличилось количество грабежей на дорогах.
– Но в целом всех видов преступлений суммарно зарегистрировано меньше, чем за аналогичный период прошлого года, – говорит ученый-криминолог, кандидат юридических наук Наталья Лесниченко. – И на поверку выходит парадоксальный вывод: мол, криминал "сдает свои позиции", за заветную планку в три миллиона преступлений в год мы не выйдем.
На таком вот фоне новый глава МВД потребовал навести порядок на улицах и дворах. Ранее про этот жилой сектор, безусловно, тоже упоминали. Но на том, что он главный, внимание как-то не акцентировали. Больше увлекались, например, борьбой с игровым бизнесом или месячниками под названием "Чистый автомобиль". Это, конечно, тоже важно, но все же речь о жизни и смерти, как в случае с дворовой и уличной преступностью, там не идет. Тем более что рекрутов для организованной преступности авторитеты черпали именно из дворовой и уличной шпаны.
А по данным ВЦИОМ, нынче как минимум 38% россиян выражают опасения за свою жизнь, здоровье и имущество именно по месту жительства, то есть дома. Этот тревожный сигнал. Какой уж там "мой дом – моя крепость"…
Судя по всему, министр внутренних дел Владимир Колокольцев прекрасно осознает значимость борьбы с уличной и дворовой преступностью, от которой в первую очередь больше всего страдает все население. И не скрывает ее масштабов и исходящих от нее угроз. Недаром же про него говорят, что он настоящий профессионал. А пока всем интересно, как он это будет делать. Если ему удастся реально навести порядок там, где мы живем, это будет колоссальное достижение. Когда это произойдет? Как будет проверяться это "домашнее задание"? В отличие от своего предшественника, который приказал искоренить коррупцию в системе МВД за месяц, генерал Колокольцев сроков не называет. Но и без того понятно: нужно срочно. Пора уж.
Александр Данилкин, "Московская правда"