- 12.11.2012
Шпионские штучки
Министерство внутренних дел РФ до 1 июня 2013 года обзаведется новой звукозаписывающей техникой в стиле Джеймса Бонда. Ведомство разместило два госзаказа на закупку 500 с небольшим штук обычных и специальных цифровых диктофонов общей стоимостью 27 млн. руб. Дороговизна техники объясняется спецификой товара – большинство миниатюрных устройств должно иметь защитные ключи от неправомерного доступа, обладать такой функцией, как «идентификация лиц по устной речи», а также уметь маскировать записываемый сигнал.
Очевидно, что МВД собирается усовершенствовать деятельность ведомства, сделав оперативную работу сотрудников более скрытной и эффективной. Для разоблачений и предотвращения преступлений будут использоваться специальные диктофоны, которые изготовят не раньше декабря этого года, а получить их МВД должно до июня 2013 года.
Описание специальных цифровых диктофонов изобилует подробностями качества записи и связи. Устройства со встроенной энергонезависимой флеш-памятью должны, например, работать и по таймеру, и в ручном режиме, и через пульт дистанционного управления. Предусмотрено проведение автоматической диагностики неисправности перед каждым сеансом записи. Самое интересное, что некоторые диктофоны должны иметь возможность «экстренного уничтожения информации на носителе». Кроме «диктофонов специальных миниатюрных скрытного размещения», размер которых, к слову, не должен превышать 3,6 на 3 см, полицейским требуются и такие же устройства с дистанционным управлением (стоимостью приблизительно 75 тыс. руб. за штуку). При этом согласно документации заказа правоохранители требуют, чтобы пульт дистанционного управления был размещен в «брелоке автомобильной сигнализации».
Диктофоны, которые не обозначены в закупке как «специальные», тем не менее к стандартным звукозаписывающим устройствам отнести сложно. Всего их требуется три типа, но в комплект поставки любого из них включены «миниатюрные головные телефоны». Качество фонограмм должно позволять проводить полный комплекс идентификационных исследований по голосу и речи.
Как предположил полковник ФСБ в запасе Геннадий Гудков, правоохранители могут использовать подобную специальную технику и по закону, и по политическому заказу. «Эта техника нужна для разработок, фиксации важной оперативной информации, фиксации следов преступлений, для проведения бесед заявителей с какими-нибудь вымогателями и так далее, – пояснил «НИ» Геннадий Гудков. – Конечно, такая спецтехника нужна для оперативно розыскной работы, и в целесообразности закупки сомнений нет. Но по каким направлениям она будет использоваться, зависит уже не от самой техники. Есть информация о том, что против оппозиции, которая не совершала никаких преступлений, работают лучшие силы подразделений ФСБ, МВД и других силовых ведомств. Заметим, они участвуют в политической борьбе на деньги налогоплательщиков, хотя система должна быть абсолютно нейтральной и работать исключительно в строгом соответствии с Конституцией и российскими законами. Но мы видим случаи массового отклонения от этой нормы из-за однопартийного правительства и бесконтрольности власти».
Юлия Савина, "Новые известия"