Сиди дома



Сегодня "Российская газета" публикует важный документ, который может дать волю сотням тысяч осужденных. По новой инструкции они смогут отбывать срок не за решеткой, а в стенах родной квартиры. Если грехи человека не так страшны, вовсе не обязательно отправлять его в тюрьму, он сможет искупить вину деньгами. Или ударным трудом.

Министерство юстиции утвердило инструкцию о порядке исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Наша система наказаний будет кардинально реформирована – таковы планы министра юстиции Александра Коновалова. По его мнению, для опасных преступников тюрьмы и наказания станут строже, а к оступившимся людям государство проявит мягкость. Все эти меры должны не просто снизить тюремное население, которое растет угрожающими темпами. Главная цель – изменить саму ситуацию в обществе, сделать улицы более безопасными.

Сегодня каждый год наши города и села принимают более 300 тысяч человек, вышедших из тюрем. Зачастую это озлобленные люди, у которых ни кола, ни двора. В тюрьме они прошли криминальную школу, и потому с ними лучше не встречаться ночью в темном переулке. Как же сделать их безопасными соседями? Законопослушными людьми? А может, лучше было бы изначально не превращать их в уголовников, не направлять в тюрьмы? Ведь не всегда их грех настолько велик, что только казенный дом и нужен.

Поэтому министерство юстиции разработало инструкцию о порядке исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Документ вступает в силу через десять дней, но в таких случаях часто говорят: он нужен был уже вчера. И, безусловно, этот документ находится в общем русле гуманизации правосудия.

В России начинают внедряться альтернативные наказания. Сегодня преступнику могут предложить метлу и волю, чтобы он навел порядок на тротуарах родного города. Или вручить кисть, чтобы покрасил забор. В конце концов человека можно банально оштрафовать, многим этого урока до конца жизни хватит. Конечно, речь идет о незначительных преступлениях. Убийц, разбойников, насильников послабления на касаются.

Между тем на практике исполнение альтернативных наказаний сталкивалось с массой проблем. Может быть, поэтому суды очень медленно перестраиваются и зачастую предпочитают сажать человека по старинке – в казенный дом.

Между тем тюремное население постепенно растет. Сегодня в стране почти 890 тысяч заключенных. Экспертам впору делать ставки: достигнем или нет арестантского миллиона? Если да, то когда? Если нет, то почему? Но есть надежда, что публикуемый документ поможет сбить неприятную тенденцию. Суды могут не опасаться оставлять осужденных на свободе: служба исполнения наказаний знает, что с ними делать.

Помощь в этом окажут электронные браслеты, которые сейчас проходят испытания.

Они сделают реальным такое наказание, как ограничение свободы по месту жительства, в том числе домашний арест. Такое наказание установит жесткий режим поведения. Его ограничат в посещении каких-то мест, например кафе, увеселительных заведений. Правда, для широкого применения электронных браслетов также необходимо будет изменить закон. Пока же идут эксперименты, и только – с арестантами в колониях-поселениях. Но перспективы у новых систем огромные.

Пока же контролировать приговоренных к свободе будут обычными методами.

Альтернативные наказания начнутся с посещения Уголовно-исполнительной инспекции. Там должны не просто поставить человека с приговором на учет, но провести с ним разъяснительную беседу. Разговор пойдет не только о том, что ему можно, чего нельзя. Инспектор должен разъяснить и права осужденного, в том числе право обратиться в органы социальной защиты населения для помощи при тяжелом материальном положении, если такая помощь ему положена.

После беседы осужденному выдадут памятку. А если суд обязал человека пройти лечение от алкоголизма и наркомании, тюремщики вручат ему направление и позаботятся, чтобы он устроился в клинику.

Чтобы осужденные к общественному труду не оставались без работы, инспекции тюремного ведомства должны согласовать с местными властями перечень обязательных работ и объектов, на которых вольные арестанты отбывают наказание. Скажем, уборка территории по адресу такому-то. Или уход за клумбами на площади. Заниматься этим осужденный должен в свободное от основной работы время. Бесплатно.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни. В будни ему дается не больше двух часов после окончания работы, службы или учебы. Правда, если человек захочет отработать срок побыстрее, ему могут разрешить работать и по четыре часа. Главное, чтобы трудился на совесть. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. Если же гражданин окажется недисциплинированным, то ему же самому будет хуже. За нарушения, прогулы без уважительных причин ему могут изменить наказание. На более строгое.

Кстати, сегодня в состав Федеральной службы исполнения наказаний входят также 2445 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 554,1 тысячи человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. В перспективе это число должно увеличиться за счет развития альтернативных наказаний. Недавно минюст вынес на общественное обсуждение законопроект, расширяющий применение обязательных работ. Кроме того, что сейчас ведомство разрабатывает законопроект, который исключит некоторые статьи из Уголовного кодекса, а некоторые – смягчит. Многие незначительные преступления станут считаться просто нарушениями и наказываться по административному кодексу. В нем также появится такое наказание, как полезный труд.

Владислав Куликов, "Российская газета" – Федеральный выпуск №4975 (151) от 14 августа 2009 г.