Следствие ведет в прокуратуру



Следственный комитет намерен обжаловать ряд решений органов прокуратуры Подмосковья о прекращении дел по факту преступлений в отношении детей, об этом 26 апреля сообщила журналистам пресс-служба ведомства.

"Речь идет о случаях, когда по фактам гибели несовершеннолетних следственными органами незамедлительно возбуждаются уголовные дела с целью проведения всего комплекса следственных действий и установления не только всех обстоятельств произошедшего, но и выяснения причин и условий, предшествовавших и способствовавших наступлению трагических последствий», – пояснил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

Так, накануне, 25 апреля, Следственный комитет уже обжаловал весьма спорное решение прокуратуры подмосковного города Долгопрудный. Прокуроры отказались возбуждать уголовное дело в связи с пропажей ребенка. Заявление об исчезновении 8-летней девочки от местной жительницы поступило в следственные органы СКР по Московской области 19 апреля 2012 года. Было возбуждено уголовное дело по 105-й статье Уголовного кодекса – убийство малолетней. Однако, вскоре девочка была найдена, и прокурором было принято решение об отмене возбуждения уголовного дела. Но так как в рамках расследования следствие планировало не только установить местонахождения ребенка, но и выяснить причины, по которым девочка ушла из дома, изучить условия ее жизни, следственные органы оказались не согласны с прокурорским решением и обжаловали его вышестоящему прокурору.

С аналогичными случаями следственные органы сталкиваются постоянно. 27 января 2012 года около одного из домов в городе Королеве Московской области было обнаружено тело 14-летней девочки с тупой травмой грудной клетки и живота, с множественными повреждениями внутренних органов. В ходе проверки было установлено, что несовершеннолетняя покончила жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна квартиры, расположенной на 14 этаже. Однако на теле подростка были обнаружены многочисленные кровоподтеки, причиненные тупым предметом за несколько дней до смерти. Данный факт свидетельствовал, что к несовершеннолетней применялось насилие со стороны неустановленных лиц. А записи в ее дневнике сообщали о постоянных конфликтах с матерью. Следственными органами Следственного комитета РФ по Московской области с целью проведения всего комплекса следственных действий, направленных на установление обстоятельств смерти возбуждено уголовное дело по статье 110 Уголовного кодекса – доведение до самоубийства.

Но, несмотря на наличие в материалах достаточных данных, указывающих на признаки возможного преступления, на следующий день заместителем прокурора г. Королева постановление о возбуждении уголовного дела было отменено. Данное решение неоднократно безрезультатно обжаловалось, но 18.04.2012 прокурором Московской области в удовлетворении ходатайства следователя было отказано. Следствие планирует и дальше обжаловать указанное решение.

А 13 апреля 2012 года в квартире города Ногинска Московской области было обнаружено тело 11-летнего мальчика. В ходе проведенной проверки установлено, что период 2000 по 2012 год жительница города Ногинска ненадлежащим образом исполняла обязанности по воспитанию своего малолетнего ребенка и жестоко с ним обращалась. Так, с рождения она достоверно знала о его тяжких заболеваниях, но не осуществляла за ним необходимого ухода, на прием к врачам не водила, впервые обратилась к детскому врачу лишь в 2006 году в связи с тем, что ей необходимо было оформить пособие на ребенка-инвалида. С рождения она скрывала, изменяла адрес проживания, никогда вообще не сообщала об этом в органы здравоохранения, участковые педиатр и психиатр по своей инициативе устанавливали место очередного проживания семьи. Кроме того, женщина лишала возможности ребенка принимать необходимые медицинские препараты, вынуждая ребенка испытывать чувства болезненных симптомов, не поддерживала в местах проживания элементарный гигиенический порядок, не гуляла с мальчиком. У ребенка отсутствовала не только специальная ортопедическая, но и обычная коляска. Весь уход за ребенком со стороны матери выражался в его кормлении, обмывании и введению медицинских препаратов в виде таблеток.

Женщина, по ее словам, не обращалась за медпомощью, «так как все равно нет толку, каких-либо мер к выздоровлению принять невозможно». На основании этих данных следственными органами Следственного комитета РФ по Московской области возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьей 125 и статьей 156 УК РФ. На следующий же день оно было отменено, как вынесенное необоснованно и незаконно.

В настоящее время данное решение обжаловано первому заместителю прокурора Московской области.

Приведенные случаи свидетельствуют о сформировавшейся в органах прокуратуры Московской области практике отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Что, по мнению Владимира Маркина, "вызывает, по меньшей мере, недоумение". В качестве еще одного примера необъяснимых действий органов прокураторы Подмосковья, Маркин приводит расследование уголовного дела в отношении сотрудника ФСИН Александра Красюка, который сбил четырех подростков в Подмосковье, находясь в состоянии алкогольного опьянения, следствие ходатайствовало перед судом об его аресте. Но прокуратура не поддержала следователей, и суд оставил мужчину под подпиской о невыезде.

В прокуратуре же сложившуюся ситуацию пока никак не комментируют.