Слежка за судьей



Правительство направило в Госдуму проект интересных и важных поправок в закон о судьях. Речь идет о порядке принятия решений, когда и как проводить против судей оперативно-розыскные мероприятия.

Напомним, что люди в мантиях относятся к той категории граждан, к которым неприменимы общие правила, если речь идет о подозрениях в преступлении. Фактически действовала формула, что разрешение на прослушивание телефона судьи или на слежку за ним должны были давать коллеги. В результате такой судья оказывался неприкасаемым.

Министерство юстиции в прошлом году разработало проект поправок в законы "О статусе судей в РФ" и "Об оперативно-розыскной деятельности". Поводом стал вердикт Конституционного суда, о котором писала "Российская газета". Напомним, что речь идет о деле бывшего судьи районного суда из Ростова-на-Дону Игоря Аносова. Тот пожаловался в КС, что санкция на проведение против него оперативно-разыскных мероприятий была принята судом соседнего Краснодарского края. А должен быть свой, Ростовский.

Со своей стороны, чекисты, которые занимались подозрительным судьей, заявили, что такое обращение было вынужденным. По их сведениям, у судьи были обширные связи в судах Ростовской области, где он работает уже много лет. Поэтому если бы за разрешением на прослушку пошли в местный суд, подозреваемый быстро узнал бы про интерес к своей особе со стороны оперативников. В Конституционном суде согласились с тем, что опасения оперативников были обоснованными.

"Соблюдение секретности требуется и при получении судебного разрешения на проведение оперативно-разыскных мероприятий в связи с проверкой информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления", – так сказано в постановлении КС. Но Конституционный суд подчеркнул, что изменение подсудности должно быть исключительно с санкции Верховного суда, а ростовские милиционеры тогда обратились напрямую в Краснодарский краевой суд.

Именно поэтому минюст предложил Закон "О статусе судей в РФ" дополнить новой нормой. По ней подсудность уголовных дел и материалов, по которым будут осуществляться следственные действия или оперативно-разыскные мероприятия против судьи, связанные с ограничением его конституционных прав либо с нарушением его неприкосновенности, определяется федеральным уголовно-процессуальным законом и законом об оперативно-разыскной деятельности.

Будут изменения и в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности".

Там допишут , что если появятся опасения, что нарушится секретность слежки и прослушки, то материалы могут быть переданы в другой "равнозначный суд". Но эта передача возможна будет только "на основании решения председателя Верховного Суда РФ или его заместителя". Появится еще норма о том, что, получив от оперативников такие материалы, судья должен будет рассмотреть их сам – "единолично", "незамедлительно" и "не вправе отказать". Правительство одобрило все эти изменения, предложенные минюстом.

Наталья Козлова, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5721 (48)