- 03.12.2012
Сокращений сотрудников привело к увеличению побегов
К неожиданным последствиям привело недавнее масштабное сокращение штатов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). В колониях резко возросло количество побегов, отмечается рост криминала среди осужденных, а сами тюремщики стали чаще совершать самоубийства. Увольнения планируются и дальше, поэтому ФСИН просит правительство растянуть эту процедуру на срок до 2016 года. В противном случае ведомству придется закрыть около 200 колоний, потому что там будет некому служить.
Письмо со своими предложениями о поэтапном, а не одномоментным сокращением сотрудников ФСИН в правительство на днях направил глава тюремного ведомства Геннадий Корниенко (есть в распоряжении "Известий"). Он лишь несколько месяцев назад перешел на эту должность с поста руководителя фельдъегерской службы и сразу столкнулся с необходимостью проводить довольно жесткие и непопулярные меры. В частности, сократить только в текущем году более 13 тыс. (около 5%) аттестованных сотрудников.
При этом многие годы в подразделениях ФСИН отмечался некомплект личного состава. Связано это было как с нежеланием людей служить в тюремном ведомстве, так и с довольно низкими зарплатами. Между тем на данный момент служба укомплектована почти полностью.
– Пустые вакансии и «мертвые души» срезали еще в прошлом году. А в этом уже резали по живому, – рассказывает источник во ФСИН. – Конечно, люди нервничают, что будет дальше. Разговоры о повышении довольствия идут уже давно, но реальных изменений пока нет.
По его словам, оптимизма не добавляет также тот факт, что сокращениям подверглись инженеры и службы охраны заключенных, в то время как число тех же психологов чуть ли не возросло.
– Они, конечно, тоже нужны, но ведь под нож попали те, от кого зависит безопасность общества, – говорит старший офицер тюремного ведомства.
Кстати, проблему, возникшую из-за сокращения охраны, признает в своем письме и генерал Корниенко. Он приводит следующие цифры: за последний год число побегов из учреждений ФСИН увеличилось на 100%, а число убийств – на 53%. При этом глава ФСИН вынужден констатировать и обратную сторону медали: более чем в два раза возросло число самоубийств среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. Если за девять месяцев прошлого года счеты с жизнью свели 18 сотрудников, то за такой же период 2012 года – уже 38. Причиной генерал называет «возросшую нагрузку» и «неуверенность сотрудников в завтрашнем дне».
Между тем в планах – дальнейшее сокращение сотрудников ФСИН еще на 10%, что составляет около 25 тыс. человек. Глава ведомства указывает, что массовое увольнение приведет к закрытию 170 учреждений ФСИН, потому что в них некому будет служить.
Это, в свою очередь, создаст безработицу, дефицит 70 тыс. мест для осужденных и может привести к переполненности и скученности в СИЗО и колониях. Поэтому в ведомстве полагают, что сокращения должны быть поэтапными, а их пик – прийтись на 2015 год. На этот период в рамках масштабной реформы намечено широкое внедрение новых технических средств охраны. В 2011-2012 годах на них перешли 67 учреждений (около 6% от общего числа), что позволило убрать ставшие ненужными 332 наблюдательных вышки и высвободить 1,2 тыс. сотрудников.
В результате в следующем году и в 2014 году ФСИН предлагает «срезать» по 7553 человека. А в 2015-м – еще 10 072 человек. В итоге в системе ФСИН к 2016 году должно остаться около 227 тыс. сотрудников и несколько десятков тысяч гражданского персонала.
Впрочем, сокращения охраны и числа колоний не затронут сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. Ведь помимо армии в 700 тыс. заключенных и подследственных, находящихся на данный момент в учреждениях ФСИН, имеется почти полмиллиона человек, осужденных к условным срокам. Их контролируют почти 2,5 тыс. инспекций по всей стране. В связи с гуманизацией законодательства спектр обязанностей последних постоянно расширяется. Поэтому их планируют даже расширять.
В планах ФСИН набрать с 1 января будущего года около 3 тыс. человек начальствующего состава для контроля над теми, кто получил по приговору суда наказание в виде принудительных работ, попал под домашний арест до суда или же имеет отсрочку от приговора, так как выбрал лечение от наркомании вместо тюрьмы. С 2014 года число наблюдающих за ними сотрудников планируют увеличить еще на 4,5 тыс. человек.
Кстати, сотрудники самой ФСИН в приватных разговорах не раз высказывали мнение, что уголовно-исполнительные инспекции по роду своей деятельности не совсем вписываются в систему их ведомства, а потому их следует выделить в отдельную структуру или ввести в состав другого правоохранительного или надзирающего органа.
Владимир Баринов, "Известия"