Сознайтесь, ваша честь

Российские судьи вводят новую практику откровенных и чистосердечных признаний: люди в мантиях начали рассказывать на процессах, кто и когда к ним обращался по поводу рассматриваемого дела, пытался как-то повлиять. Новый кодекс чести не позволяет судьям держать в секрете подобные вещи.

Об этом рассказал председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев на встрече председателей верховных судов государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. В совещании участвовал и руководитель администрации президента России Сергей Иванов. Он призвал судебные органы государств ШОС к расширению взаимодействия, отметив значение совместной работы в борьбе с коррупцией и трансграничными преступлениями.

В свою очередь Вячеслав Лебедев напомнил, что в конце прошлого года на восьмом всероссийском съезде судей был принят новый кодекс судебной этики, который направлен в том числе на предупреждение коррупционных правонарушений.

«Судья обязан поставить в известность о любых попытках повлиять на него, — рассказал Вячеслав Лебедев. — Обязан информировать лиц в деле о любых обращениях к нему непроцессуального характера».

По его словам, подобная практика уже развивается, судьи стали извещать участников процесса во время заседаний о подобных обращениях. «Все происходит публично и становится достоянием СМИ», — сказал Вячеслав Лебедев. Истинный судья должен рассказывать все: о звонках, просьбах в кулуарах, настойчивых записках.

Кстати, как уже писала «РГ», судейское сообщество обратилось к главе государства с просьбой внести в Госдуму законопроект, призванный вывести из тени так называемое «телефонное право». Соответствующий документ разрабатывался в Главном правовом управлении, сейчас, по данным «РГ», он находится в Минюсте. «Телефонное право», конечно же, образный термин, оставшийся еще с советских времен. Под ним сегодня понимаются любые попытки командовать судьей. Для борьбы с этим есть очень хороший способ: гласность. Законопроект предлагает регламентировать процедуру фиксации непроцессуальных обращений.

Предложения по этому поводу звучали разные. Например: завести специальные журналы, в которых судьи бы фиксировали все обращения со стороны. Звучала идея также обязать судью сообщать перед началом каждого судебного заседания о поступивших к нему обращениях от посторонних. По этому поводу было много разных мнений, как «за», так и «против». Как бы то ни было, в законе такое условие пока не прописано. Но, как выясняется, выступать с откровенными признаниями судьям уже позволяет кодекс этики.

Также Вячеслав Лебедев сообщил, что сейчас идет работа по внедрению во всех судах аудио- и видеопротоколирования. «Аудио- и видеопротоколы дают возможность апелляции очень объективно проверить, как проходило рассмотрение в первой инстанции», — рассказал Вячеслав Лебедев.

Представители судов других государств — членов ШОС также рассказали о своих наработках в борьбе с коррупцией. Например, в Китае в судах введены даже должности контролеров. Также в Поднебесной публикуют судебные акты в интернете — для общественного контроля. Правда, суды там находятся еще и под контролем законодательных собраний, у которых есть даже возможность отвода судебных решений. Тогда суды должны пересматривать дело и принимать другое решение. А в Киргизии в судах введено автоматическое распределение дел: кому что слушать, выбирает компьютер. У нас такая идея тоже обсуждается, причем давно.

Владислав Куликов, «Российская газета» — Федеральный выпуск №6013