- 08.10.2013
Спецоперацию проводят приставы
Также приставам разрешат создавать специальные команды для взыскания особо сложных долгов. А при высылке нелегальных мигрантов разрешат применять физическую силу при сопротивлении. Такие новации предлагает законопроект, который готовится ко второму чтению в Госдуме.
“Мы, как законодатели, изучали работу службы судебных приставов по исполнению судебных решений, – рассказал “РГ” один из авторов проекта – председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. – Работа правосудия, административных органов является бессмысленной, если не происходит исполнение решений. Однако массу проблем службы судебных приставов нельзя решить только в рамках одной службы, нужны законодательные изменения, позволившие бы ведомству действовать более эффективно”.
Помимо прочего, проект предлагает дать приставам часть полномочий из арсенала спецслужб. Напомним, долгое время шел спор, не наделить ли судебных приставов правом на оперативно-розыскную деятельность. И с той, и с другой стороны звучали достаточно весомые аргументы. В итоге победило мнение, что увеличивать число спецслужб не стоит. У нас и так немало ведомств, уполномоченных ставить жучки и приставлять “хвоста”.
Однако и судебному приставу непросто вести розыск, действуют методами кабинетного чиновника. Поэтому законопроект дает ведомству самые невинные приемы из оперативно-розыскного набора: опрос, наведение справок, отождествление личности и тому подобное.
В общественном сознании эти методы меньше всего ассоциируются с деятельностью спецслужб.
Тем не менее это уже и не кабинетная работа. Для того чтобы дать приставам такие права, по мнению авторов проекта, достаточно поправить законы об исполнительном производстве и судебных приставах. А на случай, чтобы не возникало лишних вопросов, специалисты предлагают ввести в правовой оборот специальный термин: исполнительный розыск.
Как пояснил “РГ” Владимир Плигин, с января прошлого года на судебных приставов возложены функции по розыску граждан-должников, розыску ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина-ответчика по гражданскому делу.
“Так, в 2012 году разыскано 111 детей, более 82 тысяч должников, из которых 28 тысяч – это должники, уклоняющиеся от уплаты алиментов, – рассказал Владимир Плигин. – Кроме того, при производстве розыска судебными приставами были обнаружены, задержаны и переданы в правоохранительные органы более 3000 лиц, находящихся в федеральном розыске за различные преступления, в том числе тяжкие. Вместе с тем отсутствие правовой регламентации разыскного инструментария судебного пристава в настоящее время не позволяет в полной мере реализовать функции исполнительного розыска”.
Также приставы смогут обследовать места, где, возможно, скрывается должник.
“При наличии оснований полагать, что в помещениях, зданиях, сооружениях, на участках местности, занимаемых другими лицами или принадлежащих им, а также в транспортных средствах, принадлежащих таким лицам находятся имущество должника или разыскиваемые лица, обследование таких объектов может производиться на основании определения соответствующего суда”, – говорится в документе. На практике это может выглядеть так: есть информация, что на самолете пытаются вывезти ребенка за границу, приставы войдут и проверят. У причала стоит корабль, где прячется должник? Спецгруппа приставов навестит судно.
Смогут судебные приставы выставлять и своего рода кордоны на границе, скажем, автомобильных пунктах пропуска, если есть информация, что пытаются вывезти ребенка или должника. Останавливать машину будут, естественно, инспекторы ГАИ или пограничники (если дело, непосредственно на пограничном пункте).
А судебные приставы проверят, нет ли в салоне или багажнике того, кто им нужен.
Кроме того, законопроект прописывает порядок создания групп судебных исполнителей для работы по крупным, сложным, сводным исполнительным производствам.
“Хочу отметить, что Федеральная служба судебных приставов постоянно демонстрирует высокую степень заинтересованности в сотрудничестве с законодательными органами, – говорит Владимир Плигин. – Ее успешная работа, а служба многое делает для совершенствования работы, означает становление правового государства”.
Кстати
Также законопроектом предлагается возложить на лицо, участвующее в исполнительном производстве, обязанность сообщать судебному приставу-исполнителю о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства, а также перемене номера телефона и факса, адреса электронной почты.
Возникновение негативных последствий вследствие несоблюдения таких требований возлагается на лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Владислав Куликов, Российская газета