- 29.05.2012
Спецсигнал
В Следственном комитете России завершено формирование специальных подразделений, которые будут заниматься расследованием преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов. У этих особых следователей пошел отсчет первых уголовных дел.
После череды последних скандалов, когда достоянием общественности стали пресловутый отдел полиции "Дальний", и такие же "дальние" отделы в других регионах страны, откуда простые граждане не выходили вообще или выходили инвалидами, стало очевидным, для раскрытия преступлений, "оборотней в погонах" нужны особые специалисты. Не разгласим большого секрета, если скажем, что в среде профессионалов раскрытие преступлений людей в погонах признается высшим пилотажем. Такие дела считаются самыми сложными для расследования. Сотрудник органов владеет специальными навыками, знает, как надо "прятать концы в воду", как скрывать улики, не оставлять следов и уходить от погони. Именно поэтому, чтобы поймать профессионала, нужен еще более крутой профессионал.
На сегодняшний день структуры, которые теперь занимаются исключительно преступлениями полицейских, уже заработали как в центральном аппарате СКР, так и в регионах. Как рассказал корреспонденту "РГ" официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, следователи, которые попали в эти отделы, уже приняли к рассмотрению наиболее громкие дела такой направленности.
Как складывается ситуация с преступлениями людей в погонах и почему об этом надо говорить серьезно и отдельно? Здесь есть проблема, и она не только в том, что такие дела изначально трудно раскрываются. Проблемы возникли, если можно так выразиться, в ведомственных разночтениях. Дело в том, что данные о "полицейских" преступлениях, которые приводят прокуроры, по закону надзирающие за следствием, и сами сотрудники СКР, в последнее время не просто разнятся, а зачастую противоречат друг другу.
Например, прокуроры считают, что Следственный комитет, как правило, отказывает в возбуждении уголовных дел по сообщениям о насильственных преступлениях, которые совершают должностные лица.
Для подтверждения своих слов приводят такие цифры – из 17 тысяч проведенных в 2011 году проверок возбуждено только 250 дел, то есть чуть более 1,5 процента. Действительно, жуткие данные. На это корреспонденту "РГ" в Следственном комитете сказали, что эти цифры вообще не поддаются проверке.
Ведь государственная и ведомственная статистика Следственного комитета не предусматривает сбор и обобщение сведений о совершении должностными лицами именно насильственных преступлений.
В целом же ситуация в стране с "полицейскими" преступлениями достаточно серьезная. Исходя из статистики, в 2011 году следователями Следственного комитета было возбуждено 4198 уголовных дел против сотрудников органов внутренних дел. В эти страшные цифры входит 87 дел – о совершении тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, половой неприкосновенности и половой свободы личности. При этом было отказано в возбуждении уголовных дел по 60 367 сообщениям. Для тех, кто не знает, любые преступления могут выявлять в том числе и прокуроры и передавать тем, кому положено по закону их расследовать. Так вот, по данным ведомственной статистики СКР, в прошлом году по инициативе прокуроров выявлено и поставлено на учет в СКР 384 преступления, ранее известных, но по разным причинам не учтенных. В 2010 году таких преступлений было 389.
Прокуроры говорят, что предварительное следствие по таким делам ведется не очень успешно и считают, что в дальнейшем результаты ухудшатся. В СКР же утверждают, что у двух ведомств разные показатели, но прокуроры не учитывают, что в прошлом году преступность вообще сократилась на 8,5 процента, а особо тяжких стало меньше на 11,2 процента. Зачастую можно слышать, что уголовные дела в Следственном комитете расследуют очень долго. Особенно полицейские. Следователи соглашаются, что увеличение сроков расследования уголовных дел, безусловно, есть, но чаще всего это связано с тем, что сами следователи… стали лучше работать, раскрывая немало преступлений прошлых лет. А еще затяжки связаны с тем, что ведомству пришлось принять к производству в прошлом году очень много дел, так называемой "экономической направленности". Кстати, "экономических" стало больше на 21 процент. Это огромная цифра, которая включает в том числе и больше двух тысяч уголовных дел о налоговых преступлениях и 251 уголовное дело по фактам рейдерства. Кстати, по рейдерству расследований вообще стало в три раза больше.
Одна из причин увеличения сроков расследования дел – это отвлечение следователей на работу по ранее прекращенным и приостановленным делам, постановления по которым были отменены надзорным ведомством. В 2011 году число таких дел по сравнению с 2010 годом стало больше в два раза. Профессионалы видят то, что незаметно обывателю, – во много раз выросло число дополнительных проверок по инициативе надзорного ведомства. Например, в 2010 году прокуроры отменили 30 тысяч постановлений, по которым следователи написали отказ в возбуждении уголовных дел. В прошлом году цифра еще выросла – 48 тысяч постановлений. И сколько из этих перепроверенных отказов превратились в уголовные дела? В прошлом году – в 271 дело по стране. Переводим в проценты – 0, 6 процента. Есть еще одна не очень приятная цифра. В прошлом году следователи не приняли заявления по 775 фактам. Можно согласиться, что цифра серьезная. Если не знать, что следователи СКР рассматривают самое большое число сообщений о преступлениях среди всех следственных органов. Кстати, в МВД было в прошлом году больше 2 миллионов отмененных прокурорами постановлений.
Наталья Козлова, "Российская газета" – Федеральный выпуск №5793