Старики-разбойники



Вчера подвыпивший пенсионер из Санкт-Петербурга попытался угнать катер с одной из городских стоянок яхт и моторных лодок. На попытку охранников задержать престарелого угонщика, последний ответил выстрелом из дробовика. В итоге одного из преследователей пришлось госпитализировать с ранениями в голову и грудь. Поймать преступника удалось только проезжавшему мимо наряду ОМОНа. По словам задержанного, он просто хотел съездить пострелять уток. За последнее время это далеко не первый случай, когда пенсионеры фигурируют в милицейских сводках, как нарушители закона. (фото – gzt.ru)

В конце недели в Москве милицией был задержан пенсионер за убийство молодого соседа. Накануне он нанес несколько ножевых ранений 22-летнему парню, который в пьяном виде вломился к нему в квартиру. Тогда же в Санкт-Петербурге был задержан 75-летний пенсионер, угрожавший своей дочери убийством.

В городе Балашове (Саратовской области) местное УВД задержало 70-летнего пенсионера. Дедушка совершенно открыто украл с веранды своей соседки почти 11 кг мяса на сумму около 1,4 тыс. рублей. А в Курске с остановки «Льговский поворот» 62-летний мужчина угнал мотоцикл.

В Томске в одно из отделений милиции поступил анонимный звонок о заложенной в здание местного интернет-оператора бомбе. Выехавшие на место оперативники бомбы не обнаружили. Как выяснилось позже, лжетеррористом оказался 61-летний пенсионер, недовольный скоростью связи с Интернет, из-за чего он не мог быстро скачивать любимые компьютерные игры.

Вот далеко не полный список «подвигов» стариков-разбойников за самое последнее время. По мнению психологов, всплеск асоциального поведения пожилых людей в России связан с изменениями, идущими в обществе. «В стране постепенно происходит сдвиг мировоззрения в сторону западного образа жизни, – рассказал «НИ» психолог Марк Сандомирский. – Сюда относится, к примеру, увеличение конкуренции и меркантилизма в обществе. Такие изменения прежде всего бьют по самым незащищенным социальным группам людей – пенсионерам, которые не могут адоптироваться к ним. В результате испытывают тревожность и стресс. Кроме того, большинство пожилых россиян сопровождает дефицит общения и одиночество. Все это порождает у некоторых стариков отчаяние и, как выход, преступление против закона и общества».

Впрочем, есть и другая точка зрения. Некоторые специалисты винят во всем статистические погрешности. «Всплеск преступности среди пенсионеров не связан с экономическими факторами, – объяснил «НИ» заместитель директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Зураб Кекелидзе. – Старики не стали преступать закон чаще остальных. Просто их стало больше, чем молодых, следовательно, увеличилось и количество преступлений в их возрастной группе».

По словам заведующего кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. Ломоносова Анатолия Антонова, из-за низкой рождаемости пожилых людей с каждым годом действительно становится больше. Еще в 2005 году число стариков и подростков до 16 лет в стране сравнялось и составило по 18,5% соответственно. «Если такая тенденция сохранится, к 2050 году число пенсионеров достигнет 38%, – рассказал «НИ» Анатолий Антонов. – Другими словами, их окажется в три раза больше, чем подростков. Хотя в целом пенсионеры реже совершают преступления, демографический перекос может изменить эту статистику. В ближайшие годы представители старшей возрастной группы будут все чаще мелькать в криминальных сводках». 

АНДРЕЙ ЛЕОНОВ, "Новые Известия"