Стреляй, а то проиграешь



Виртуальная жизнь подростков все чаще оборачивается реальными бедами. Три одиннадцатилетние девочки из благополучных семей, проживающие в заречной части Бийска, на импровизированном суде собирались "казнить" свою восьмилетнюю соседку.

Могли ли они привести "приговор" в исполнение, сегодня выясняют психологи и органы по защите прав ребенка.

За несколько дней до злополучного вечера, 8-летняя Соня (имена изменены) во время игры сломала палец старшей подруге. "Переварив" случившееся, пострадавшая Лера вышла на улицу и вместе с подругами стала выяснять: случайно нанесена травма или нет?

– Девочки хотели добиться извинений, но так как травма была непреднамеренной, Соня виновной себя не чувствовала. Не дождавшись желаемого ответа, дети переступили грань общепринятых норм поведения, – пытается проанализировать случившееся заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ольга Киреева.

Лера с подругами стали пугать Соню различными видами "наказания", которые, по их мнению, могли помочь добиться желаемого извинения. Взяли бельевую веревку и попытались надеть ее на голову Сони. Испуганная девочка заплакала и стала звать на помощь. Увидев все это, взрослые вызвали полицию. Шокированная мать Сони написала заявление в правоохранительные органы.

Сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних поговорили с инспектором района и стали собирать контактную информацию о родителях. Одновременно мама одной девочки от лица всех "провинившихся" родителей сама обратилась в комиссию с просьбой выйти на маму пострадавшей, узнать, готова ли она принять извинения. Представители комиссии встретились с матерью Сони, но, по их версии, от извинений она отказалась.

Ольга Киреева, сотрудница комиссии, считает, что дети решили сыграть "в правосудие": "Они переступили грань дозволенного, не думая, что их угрозы могут быть расценены буквально. Они теперь сами не меньше напуганы. Да и при помощи такого обрывка бельевой веревки невозможно повесить".

Но у мамы пострадавшей девочки иная версия случившегося:

– Произошло страшное событие и обидно, что наказание за это никто не понесет. Такое ощущение, что если матери – завуч школы и юрист, значит, все дозволено. Сотрудники правоохранительных органов заявили мне: "Что вы паникуете, ничего же не случилось". А что, должно было случиться?.. Теперь нам предлагают сменить школу. Моя дочь "лунатит" – по ночам просыпается с криками: "Не надо!", мы посещаем психиатра и психолога.

Один из отцов старшей девочки, настаивает на другом.

– Мать "якобы" пострадавшей девочки решила из простой детской ссоры извлечь материальную выгоду. Не было даже самого события повешения, одна шумиха в прессе. Может, угрозы и были, ведь дети есть дети. Но ни крика, ни тем более пыток или попыток привести угрозы в исполнение не было. Где медицинское освидетельствование? Где заключение психолога? Уже на следующий день обиженная сама подошла к обидчицам: давайте играть. Я дочери говорю: "Не вздумайте! А то опять милиция приедет". Вместо того чтобы нормально между собой разобраться, вызывают группу захвата! Детей тащат в милицию, там до часу ночи держат и оскорбляют: "Вот из таких, как вы, вырастают наркоманки". Я тоже боюсь за психику своей дочери, она – отличница, активистка, ласковый и добрый ребенок.

На родителей старших девочек составлены административные протоколы в связи с ненадлежащим исполнением ими родительских обязанностей. 8 сентября комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предстоит расставить в этой истории все точки над "и" .

Подобных случаев в Бийске специалисты не помнят, хотя правонарушения с участием детей в городе случаются. Как сообщила пресс-секретарь МУ МВД России "Бийское" Елена Гончарова, буквально в этот же день, в правоохранительные органы обратилась мать 15-летней девочки. В программе для общения в Интернете с возможностью видеосвязи "Скайп" женщина увидела переписку, где неизвестные предлагали ее дочери раздеться перед веб-камерой. Распечатку переписки изъяли сотрудники полиции. Спецотдел, работающий с подобными преступлениями, взял на себя задачу по установлению личности правонарушителя.
Комментарий

Владислав Латынов,

старший научный сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук:

– В этой истории обращает на себя внимание очень высокая ценность наказания у подростков. Она сегодня растворена в воздухе повседневной культуры. Никто не хочет остаться побежденным. И это немудрено, когда половина времени в телепрограммах занимают боевики и детективы, где весь смысл – в наказании. Идея прощения уже давно не доминирует в общественном мировоозрении. Наказание – прежде всего, и необязательно справедливое. В огромном количестве телесериалов даже хорошие герои наказываются достаточно жестко. И у детей формируется стереотип поведения с разрушенной нормой мирного, принимающего существования. Почему мы допускаем такие свободные телепотоки жестоких фильмов? В любой другой стране они ограничены часами показа, возрастными вето и уравновешены огромным количеством позитивных передач!

В США огромное количество социсследований подтверждает, если ребенок в 10 лет смотрит много агрессивных передач, то в 20 лет у него чаще возникают проблемы с законом, а в 30 он чаще разводится. Это четко выявленная закономерность. И поэтому, если еще в 80-х годах в их боевиках кровь лилась рекою, то сегодня агрессивные темы облекаются в "мягкий" показ. А у нас никто не обращает на это внимание.

Конечно, во все времена бывают случаи, когда подростки "разбираются" со слабым". В данном случае ситуация может усугубляться высоким социальным статусом родителей девочек, устроивших суд. Мы знаем немало случаев, когда людям высокого статуса преступление сходит с рук, и это провоцирует у их детей уверенность, что наказывать могут только они, а их наказать никто не сможет. У нас еще грядут времена "опасных родителей", родившихся в начале-середине 1980-х и воспитанных в 1990-е, когда в стране не было никакой "нравственной политики". Я, например, достоверно знаю, что в Комсомольске-на Амуре школьники в то время собирали с более "слабых" – статусно и психологически – детей деньги… на бандитский общак. Скоро эти дети сами станут родителями.

Виктория Тарасенко, Бийск, "Российская газета " – Федеральный выпуск №5571 (195)