«Предлагают встречу с артистом»: как дети становятся жертвами онлайн-груминга



alttext



С угрозой сталкивается каждый шестой российский подросток.

Каждый шестой ребенок имел дело с онлайн-грумингом: ему писали незнакомцы и пытались втереться в доверие. Чаще всего такие люди пытаются подружиться с подростками, а потом выманить интимные фото и видео. «Известия» выяснили, кто такие грумеры, как они общаются и как защитить от них детей.

Угроза для детей

Каждый шестой российский ребенок сталкивался с угрозой онлайн-груминга в интернете. Об этом «Известиям» рассказал руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко.

По данным исследования компании «Взрослые и дети в интернете: аналитический отчет. 2023», посвященного детской безопасности, каждому пятому (21%) ребенку в социальных сетях приходил запрос от незнакомых взрослых. При этом к 16% подростков такие люди пытались втереться в доверие.

— Онлайн-грумингом называется общение, при котором злоумышленники под различными предлогами пытаются получить от ребенка фото или видео личного или интимного содержания, а в дальнейшем могут начать шантажировать, чтобы получать еще больше такого контента, — объяснил Сиденко.

При этом, по его словам, родителям о таких попытках сообщила только половина детей, столкнувшихся с угрозой, — всего 8%. Это обычно объясняется низким уровнем доверия в семье и нежеланием ребенка делиться проблемами со взрослыми.

Как говорится в отчете, сегодня телефонами и другими гаджетами пользуются 89% российских детей в возрасте от семи до 11 лет. Аккаунты в социальных сетях есть у 15% детей в возрасте от трех до шести лет, у 52% детей от семи до 10 лет, у 80% детей от 11 до 14 лет и почти у всех подростков старше — у 91% школьников и студентов от 15 до 17 лет.

Что такое онлайн-груминг

Термин «груминг» в отношении детей и подростков впервые появился в США в 1985 году — он использовался для описания методов, которые преступники предпринимали для дальнейшего растления ребенка. С развитием интернета такое общение с детьми постепенно перешло в Сеть, и к «грумингу» присоединилась приставка «онлайн».

Как объясняет «Известиям» психолог Ольга Бочкова, чаще всего онлайн-грумингом занимаются люди, у которых есть расстройства полового влечения — сексуальный интерес к детям. Они добавляются к подросткам в мессенджерах или соцсетях, начинают близко общаться и выманивают фото и видео, которые потом могут хранить или даже продавать на порнографических сайтах.

— С распространением интернета им стало проще общаться с детьми — во-первых, там ниже риск быть пойманным, а во-вторых, можно одновременно «обрабатывать» несколько подростков. Вести переписку со многими, наблюдать за тем, кто откликается, а потом получать от них материалы, — говорит психолог.

Чаще всего, по ее словам, грумеры не говорят о своем возрасте — называются такими же подростками, которые просто хотят познакомиться и пообщаться. Они могут использовать чужие фотографии или просто пустые страницы. В общении такие люди стараются использовать молодежный сленг, модные словечки, мемы — в общем, делать всё, чтобы сойти за своего.

Но бывают и случаи, когда такие люди сразу представляются взрослыми. Так они находят контакт с подростками, которым не хватает родительского внимания и заботы. Грумеры убеждают школьника, что им можно доверять, делиться своими проблемами и просить совета, а между тем подводят к отправке фото — либо, наоборот, рассылают свои.

— Подростки соглашаются на такое общение по разным причинам. У кого-то это сложности в семье, в общении со сверстниками, кому-то не хватает уверенности в себе. Наконец, дети еще не умеют распознавать манипуляции, они хотят понравиться и одновременно боятся, что от них отвернутся, поэтому могут соглашаться на условия незнакомцев, — говорит психолог.

Жертвами таких злоумышленников становятся дети разного возраста — начиная примерно с 10 лет.

Кем представляются грумеры

По словам эксперта по детской кибербезопасности Андрея Сиденко, обычно грумеры находят детей в молодежных сообществах, фан-клубах известных артистов или популярных играх. Иногда за отправку фото и видео злоумышленники могут обещать какие-то бонусы, игровую валюту или что-то другое, желаемое для ребенка.

— Недавно был случай, когда такой человек представлялся менеджером блогера Влада А4, а потом просил интимные фото. И всё еще встречаются истории, когда они пишут под видом сотрудников модельных агентств, предлагают прийти посниматься или отправить готовые «работы», — рассказывает психолог Ольга Бочкова.

Как правило, грумеры действуют по нескольким сценариям. В первом они просто пытаются подружиться с ребенком на фоне общих интересов (музыки, рисунков, субкультур, игр): проявляют много внимания, постепенно втираются в доверие, переводят общение на романтический лад, а потом просят нужный им контент.

Во втором они представляются кем-то влиятельным и предлагают подростку что-то, о чем он мечтает (например, встречу с любимым артистом или работу в модном агентстве). И, наконец, в третьем они могут запугивать ребенка и шантажировать его — чаще всего такое происходит, когда подросток уже отправил какие-то фото или видео.

— В противном случае они угрожают распространить фото или видео в Сети, отправить их друзьям, которые есть в аккаунте. И такие случаи тоже бывают, что приносит огромный урон психике ребенка, — говорит собеседница «Известий».

Угрозы груминга

Среди угроз онлайн-груминга эксперты выделяют две основные: физическую и психологическую. Иногда общение приводит к тому, что такой человек встречается с ребенком в реальной жизни и совершает преступление сексуального характера. Впрочем, растление подростка в Сети тоже считается преступлением, за которое грозит уголовная ответственность.

— Другая большая угроза в том, что грумеры могут начать шантажировать детей — выманивать деньги или еще больше подобных фото и видео. И многие дети отправляют, потому что боятся обнародования своих снимков, — рассказывает Ольга Бочкова.

В целом риски для ребенка обычно зависят от того, как долго шло общение и какие данные получил злоумышленник. Если родители узнали о случившемся быстро, можно отделаться «пошатнувшимся доверием к людям».

— Но если подросток долго жил в ситуации, когда у него вымогали фото интимного содержания, угрожали, давили, последствия могут быть серьезными. Это страх, повышенная тревога, неуверенность в себе, замкнутость, сложности в адаптации, агрессия, иногда —самоповреждающие действия, — объясняет психолог.

В случае же если грумер исполнил угрозу и разместил снимки в Сети, ситуация может быть еще хуже. В такой ситуации ребенок, скорее всего, будет чувствовать стыд и обвинять себя в случившемся.

— Важно понимать, что после таких публикаций часто начинается травля. И вот это усугубляет всю ситуацию для ребенка, который не находит отклика и поддержки. И возникает риск суицида, потому необходимы работа с психологом и поддержка родителей, — заключает собеседница «Известий».

Как защитить ребенка

Для того чтобы защитить ребенка от грумеров, важно в целом научить ребенка критическому мышлению и безопасному общению в Сети. Неважно, кто именно будет писать и кем представляться, — если он попытается выманить адрес, фото и видео, разговор лучше прекратить, говорит эксперт «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко.

— Если неизвестный спрашивает номер телефона, интересуется родителями ребенка и тем, где он живет, — это может быть сигналом, что собеседник не тот, за кого себя выдает, — отмечает собеседник «Известий». — И такие вопросы стоит игнорировать, а лучше добавить контакт в черный список.

По словам эксперта, родителям важно научить ребенка защищать свои границы в Сети — как и в обычной жизни, уметь говорить нет и заканчивать общение тогда, когда оно становится некомфортным. Но гораздо эффективней будет сразу выставить базовые настройки приватности — например, закрыть аккаунт от посторонних, отключить функцию звонков и входящих сообщений с незнакомых номеров и аккаунтов.

Технически защитить ребенка можно с помощью программ родительского контроля. Они помогут контролировать то, сколько времени ребенок проводит в Сети, следить за тем, с каким контентом он сталкивается (можно составить белые и черные списки сайтов), какие поисковые запросы делает, в каких сообществах состоит, кто добавляется к нему в друзья и пишет сообщения.

— Мы всегда говорим о том, что читать детские переписки нельзя — и приложение не даст этого сделать. Но родители хотя бы смогут посмотреть профиль того, кто пишет, а потом прямо спросить у ребенка, что это за человек. Другой вопрос в том, что он может просто не рассказать об этом, — говорит Сиденко.

Как отмечает эксперт, самая большая проблема в том, что у многих детей и родителей не выстроены доверительные отношения. А это основа безопасности ребенка — как в Сети, так и в реальном мире. Ведь только тогда он сможет прийти со своими проблемами не к незнакомцу в Сети, а к маме или папе и получить от них поддержку.

— Дети не рассказывают о таких контактах родителям, потому что их будут стыдить, обвинять, а может быть, даже накажут. Но отношения с ребенком надо выстраивать так, чтобы он не боялся говорить о том, что происходит в его жизни, и его не ругали, а помогали. И тогда подросток сможет спокойно обращаться к взрослым до того, как возникнет такая ситуация. А если она уже случилась — вместе справляться с последствиями, — заключает психолог Ольга Бочкова.

Мария Фролова. Известия.RU.