Суд и самосуд



Суд и самосудВладимир Овчинский, криминолог:

Россию захлестывает волна самосудов. Самосуды были всегда. Они берут начало из обычаев кровной мести. Кровная месть жива и сейчас. Она расползлась уже за пределы Северного Кавказа. Но самосуд и попытки самосуда возникают то в одном, то в другом регионе России и без кровной мести. Эти самосуды объединяет одно: НЕВЕРИЕ ЛЮДЕЙ В СПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА ЗАЩИТИТЬ ИХ, НЕВЕРИЕ В СПРАВЕДЛИВОСТЬ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ. В Сагре люди встали на защиту своих семей от бандитов, понимая, что никакой помощи от полиции и других представителей власти они не получат. Там, где люди не способны на самозащиту, их забивают как скот дубинами и кольями. Мы видели это на рок — фестивале в Миассе Челябинской области. В Сагре бандитов встретили огнем из ружей. За это на людей, которые действовали в состоянии необходимой обороны, возбудили уголовное дело об умышленном убийстве. Власть боится самообороны граждан. И повсеместно власть заигрывает с бандитами. Из 60 бандитов, напавших на Сагру, к уголовной ответственности привлекают лишь несколько человек. Из 100 бандитов, напавших на людей в Миассе, по уголовному делу проходит только 13 человек. Совсем недавно бандиты напали с кольями на дачников в Подмосковье, больше недели местная полиция отказывалась даже возбудить уголовное дело.

В Благовещенске из — за бездействия и преступной халатности представителей власти (полицейских, прокуроров, следователей), которые не стали задерживать и арестовывать педофила, изнасиловавшего маленькую девочку, начались беспорядки и столкновения граждан с полицией. Люди пошли на самосуд, видя, что власть не желает выполнять свои обязанности. Сейчас взрывоопасная обстановка складывается в Ростове на Дону. Там жители приготовились к самосуду над опасным преступником Виктором Гордиенко, которого недавно исполняющий обязанности председателя Октябрьского районного суда Ростова на Дону Виталий Шмарион условно — досрочно освободил из колонии. Этот освобожденный преступник в 1997 году, выйдя из колонии, где отбывал наказание за изнасилование девушки, познакомился с неким В. Тот, не зная, с кем имеет дело, пригласил Гордиенко к себе домой. Там Гордиенко зарезал В. И потом на глазах его жены всю ночь насиловал их малолетних дочерей. За это преступление Гордиенко был осужден на 20 лет лишения свободы. И теперь судья Шмарион освободил этого зверя условно — досрочно (несмотря на категорическое несогласие с таким решением администрации колонии и прокуратуры). Формально судья Шмарион ничего не нарушил. Ведь в этом году были приняты такие поправки по гуманизации Уголовного кодекса, которые позволяют освобождать условно — досрочно любых преступников, не взирая на их поведение в местах лишения свободы. На прошлой неделе наши законодатели приняли еще один пакет поправок к УК. И опять по его гуманизации. Законодатели очень гордятся своим гуманизмом. При этом они не понимают, или не хотят понять, что общество отвергает эту гуманизацию. Опросы всех российских социологических центров показывают, что граждане ждут от власти ужесточения наказания по отношению к преступникам. Но законодатели принимают абсолютно противоположные решения.

Сначала следует ложь о последовательном снижении преступности в стране. Потом исходя из этой лжи меры по гуманизации уголовного законодательства. Дальше директивные указания по вертикали судебной власти- «меньше сажать», «больше выпускать условно — досрочно». А потом…Потом полное безверие на способность власти защитить. И, как следствие, самосуды.

МК