Суд под присмотром



Сразу два нетривиальных события произошло в городском суде Москвы. Здесь высадился десант из судебных экспертов Евросоюза и Евросовета, а также начали записывать на видео все заседания. До этого система видеофиксации работала только в тестовом режиме.

– Со вчерашнего дня мы ввели видеофиксацию судебных заседаний, каждый процесс теперь записывается, – сообщила вчера европейским коллегам председатель Мосгорсуда Ольга Егорова.

По ее словам, видеозаписи предназначаются для решения конфликтных ситуаций, когда поступает жалоба относительно ведения процесса.

– Например, написали жалобу, что не дали последнее слово, а таких жалоб очень много, мы подняли эту запись и отправили в Верховный суд или по инстанциям, – пояснила Егорова.

При этом, что любопытно, технически исключена возможность подделки. В начале каждого заседания секретарь суда включает запись, на ней отмечается дата и время, после чего видеозапись автоматически отправляется в цифровой архив и становится дубликатом судебного протокола.

По ее словам, использование системы видеозаписи стало возможным за счет финансирования в 200 миллионов рублей, выделенного Мосгорсуду на оснащение апелляционного корпуса. “Теперь даже думать не надо, включай и проверяй”, – сказала Егорова.

При этом, по ее словам, участникам процесса и гражданам записи предоставляться не будут. Во-первых, это будет сложно сделать технически, а во-вторых, это пока не предусмотрено законодательно и, соответственно, не прописано в процессуальных кодексах.

В то же время, как призналась корреспонденту “РГ” председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, такое “незримое око” уже на стадии тестирования доказало свои неоспоримые преимущества: как оказалось, видеозапись дисциплинирует не только судей, но и всех участников процесса, в том числе адвокатов и даже подсудимых.

Надо сказать, что западные эксперты, увидев, как все это работает в самом большом суде Европы, были, мягко говоря, шокированы. Ведь это они приехали делиться опытом в столицу России рассказывать о том, как работает апелляционная система правосудия в Европе, но, как оказалось, поучиться можно и у нас. По словам Егоровой, за два года после введения гражданской апелляции судьям удалось решить практически все возникавшие проблемы.

– В результате за два года все, в том числе и Совет Европы, пришли к выводу, что апелляция в Российской Федерации работает. Это не фикция, а самая настоящая апелляция, как в Европе. И заключение это они сделали по делам Москвы, – сказала глава столичной Фемиды.

Так в 2012 году в апелляционном порядке было рассмотрено 40 321 гражданское дело, из них 4 556 были отменены, (в том числе 3 307 – с принятием нового судебного решения). За 9 месяцев 2013 года было рассмотрено 28 604 дела. Сейчас же, по словам Егоровой, все силы столичных судей брошены на решение проблем, связанных с введением с начала года уголовной апелляции. Фактически, первые полгода действовала двойная система: на протяжении первых пяти месяцев еще рассматривались кассационные жалобы, так как приговоры по ним были вынесены до 31 декабря 2012 года. При этом судьям удалось сделать немало: до 31 октября в апелляционном порядке было рассмотрено 10 371 уголовное дело. В 3 951 случае это были жалобы на приговоры и иные судебные решения по существу дела, из которых были отменены 94, в том числе 13 – с вынесением нового приговора. 184 приговора районных судов Москвы апелляционной инстанцией были изменены, 177 из них – изменены со снижением наказания, 7 – с усилением наказания.

Иван Егоров, Российская газета